Ценообразование в гостиничном бизнесе накануне масштабных мероприятий всегда вызывало определённые вопросы и опасения. Не стала исключением и подготовка к ЧМ по футболу 2018 года, часть матчей которого пройдёт в Казани. Согласно мониторингу, проведённому Ростуризмом, завышение цен происходит в разы по сравнению с нынешними. Попробуем разобраться в ситуации и дать объективную оценку происходящему.
Мониторинг цен и меры административного воздействия
Причиной для беспокойства стали показатели ряда отелей по всей стране, которые уже вошли в «чёрный список», оправдывая, тем не менее, удорожание техническим сбоем. Столь значимые колебания можно было бы объяснить рыночным дефицитом, однако, по имеющимся данным, инфраструктура полностью готова к приёму большого числа посетителей. Алексей Песошин, премьер-министр Республики Татарстан, отметил, что сфера туризма стала одной из динамично развивающихся в регионе, так что вопрос обеспеченности номерным фондом остро не стоит. В прошедшем году республику посетило более 3 млн. туристов, из которых 280 тыс. – из-за рубежа.
Согласно данным Роспотребнадзора, 27 отелей и гостиниц Татарстана необоснованно завысили цены. Всего же мониторингу подверглись 939 организаций, предлагающие услуги по размещению посетителей. Владельцы, нарушающие действующее законодательство, получили предписания, также было возбуждено 9 административных дел.
Стоит отметить активизацию Антимонопольного комитета, деятельность которого направлена на выявление случаев необоснованного завышения цен.
Ценообразование во время проведения матчей будет определяться, исходя из принятой классификации гостиничных объектов, ввиду чего 400 отелей, гостиниц и хостелов прошли процедуру присвоения категории. По ориентировочным подсчётам, Казань посетят более 200 тыс. туристов.
Ряд экспертов отмечает, что номерной фонд максимально приближен к расчётному числу посетителей, что позволит достичь практически 100% загрузки. В то же время отсутствие свободных площадей, даже несмотря на меры регулирования, спровоцирует рост стоимость до 70%. Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер отмечает, что это неизбежная практика, приводя в пример аналогичную ситуацию во время прошлого чемпионата в Бразилии, когда даже наименее востребованная категория номеров подорожала на 30-40%.
Ценообразование в рамках долгосрочного планирования
Столь пристальное внимание вопросу стоимости размещения обусловлено сразу несколькими факторами, среди которых и реализация концепции по развитию внутреннего туризма в России. В разрезе долгосрочного планирования большая маржинальность в период проведения чемпионата чревата снижением привлекательности и падением спроса в дальнейшем.
Тем не менее, открытым остаётся и вопрос загруженности существующих объектов по завершении мероприятия. Сергей Иванов, председатель Государственного комитета Республики по туризму, отметил, что данный вопрос является составным элементом принятой стратегии развития туризма в регионе до 2030 года. В этом ключе стремление «отбить» вложенные средства кажется неоправданным. Ситуация может повторить путь ряда сочинских отелей, возводимых к проведённой в 2014 году Олимпиаде, которые ввиду поднятой ценовой планки, вкупе с падением спроса, оказались нерентабельными.
Стоит отметить, что отели, обеспеченные стабильной загрузкой, вовсе не собираются переориентировать свою деятельность на туристов в рамках проведения чемпионата, поскольку сезонный спрос может негативно сказаться на наработанной клиентской базе. Более того, отельеры, в рамках прошедшей в Казани конференции и тематического обсуждения «Безопасность в средствах размещения» отметили многократно возросшую административную нагрузку, связанную с организационными мероприятиями чемпионата, в том числе и усилением безопасности. Это выливается в снижении уровня сервиса во время отработки нештатных ситуаций и ухудшении лояльности потенциальных гостей.
Как отмечают казанские чиновники, спортивная инфраструктура является лишь одним из многих факторов, способствующих повышению туристической привлекательности региона как на внутреннем, так и на внешних рынках, ввиду чего взвешенная ценовая политика имеет очевидные репутационные преимущества. На этом фоне ключевую роль будет играть и соотношение стоимости с уровнем предоставляемого сервиса, который определяется проведённой недавно классификацией с присвоением «звёзд». На фоне открывающихся внешних туристических направлений недостаточная проработка данной деятельности может иметь долгосрочные последствия, негативно выражающиеся в динамике посещаемости региона, а также уровне доходов всего сектора.
Иначе говоря, запланированный чемпионат следует рассматривать лишь как импульс для гостиничного бизнеса республики, развитие которого будет полностью реализовано в дальнейшем. Именно на это и направлены меры административного воздействия, а также регулярные проверки, инициируемые, в том числе и по вопросам ценообразования.
Тенденции на рынке жилья Казани
Стоит отметить, что роста цен на постоянное жильё, в связи с проведением ЧМ 2018 в Казани удалось избежать. Это, прежде всего, связано с пониманием того, что создаваемая инфраструктура имеет узкоспециализированный спортивный характер и не станет решающим фактором для привлекательности города в долгосрочной перспективе.
Несмотря на это, уже сейчас стоимость аренды квартир от частных лиц на время проведения спортивных мероприятий возросла в разы. Так, в Казани уже зафиксирован рекорд, согласно которому за сутки в одной из квартир просят 580 тыс. руб. Несомненно, это предложение вряд ли найдёт своего клиента, но общая динамика полутеневого и плохо регулируемого сегмента вполне понятна.
Ростуризм для таких случаев распространил памятку владельцам недвижимости, в которой советует не завышать стоимость, однако документ носит рекомендательный характер и ввиду невозможности применить административные меры к частным лицам особой роли не сыграет. Ввиду этого, эксперты рекомендуют туристам заблаговременно осуществить бронирование в официально действующих гостиницах и хостелах, цены в которых дополнительно проверяются и антимонопольной службой.
Разумеется, полностью предотвратить факт спекуляций не удастся, однако локализовать его в премиальном сегменте, а также в частном секторе вполне возможно, сделав мероприятие доступным для большинства граждан страны.