Недавнее предложение премьер-министра России Дмитрия Медведева по поводу увеличения пенсионного возраста вызвало широкий резонанс у общественности и понимание среди чиновников. Почему депутаты Татарстана нашли эту меру необходимой? Согласны ли с ними эксперты и аналитики?
В России молодые пенсионеры
Минфин и Минэкономразвития уже не первый год требуют от правительства решения по данному вопросу, делая акцент на том, что только Россия единственная из всех развитых стран мира не поднимает пенсионный возраст. Антон Силуанов приводил примеры прочих государств, где 150-160 рабочих человек способствуют «содержанию» сотни пенсионеров, тогда как в нашей стране лишь 120 человек несут это бремя. Если безотлагательно не принять какие-либо меры, Пенсионный фонд просто не справится со своей задачей.
Для обеспечения стабильного прироста выплат Пенсионный фонд должен иметь сбалансированные поступления. Слабо обеспеченная страховая система вынуждает правительство ежегодно перечислять по 3 трлн. рублей, что основательно бьет по бюджету, — объясняет депутат Госдумы, деятель здравоохранения Айрат Фаррахов. Более полувека назад по итогам международной конвенции по организации труда был установлен оптимальный коэффициент замещения пенсии в 40%. Фактические же он едва составляет 32%, а при отсутствии мер по изменению пенсионного возраста в ближайшие годы он снизится до 23%. Коэффициент представляет собой соотношение величины пенсии к уровню предпенсионных доходов. Однако, по мнению ряда экспертов, сам по себе он не показывает эффективность или неэффективность пенсионной политики государства, так как даже при достижении 40% в абсолютных значениях выплаты могут оказаться мизерными.
Депутатов активно поддерживает Светлана Захарова, председательствующая в комитете Госсовета Татарстана по социальной политике, которая также уверена в необходимости предложенной меры. Однако, подчеркивает Захарова, людям преклонных лет обязательно необходимо обеспечить востребованность на рынке труда, чтобы они не оставались без работы после 50 лет. Государство должно проконтролировать, чтобы граждане предпенсионного возраста гармонично вписались в новые условия жизни.
Так ли очевидна польза инициативы?
Доктор экономических наук и заместитель Академии труда и социальных отношений Александр Львович Сафонов сообщил об отсутствии каких-либо действительно серьезных расчетов и подтверждений преимуществ от роста пенсионного возраста. Объективно бюджет окажется в прибыли только на 3 года, после чего снова вернется к прежним показателям, а затем и вовсе окажется в минусе. Еще через 5-7 лет государству снова придётся брать обязательства из бюджетов всех уровней для содержания новоявленных безработных уважаемого возраста и выплат пособий людям, оказавшимся за чертой бедности.
Теория о том, что меньше людей будет отправляться на заслуженный отдых, пенсионная жизнь существенно сократится, а, следовательно, бюджетные расходы станут в разы меньше, в корне неверна. Против подобной инициативы уже выступила Счетная палата, профсоюзы, некоторые работодатели, считая, что в этой идее был бы смысл, если бы страна нуждалась в рабочей силе. Однако при текущем росте экономике на 1-2% имеющейся на рынке рабочей силы более чем достаточно. Кроме того, специфика российского бизнеса такова, что в компаниях не принято выходить из кризисов путем сокращения своих сотрудников, как это происходит на Западе. Руководство предпочитает предлагать работу на неполный день, сокращать зарплату, предоставлять неоплачиваемые отпуска, делая безработицу в стране крайне низкой. Если же в данной ситуации пенсионный возраст будет увеличен, то каким образом молодые специалисты смогут найти себе работу, если все места будут заняты пожилыми людьми?
Финансово-экономические специалисты приводят статистику в 36% работающих пенсионеров, не конкретизируя, кто эти люди. А в большинстве своем это те, кто имеет право на досрочную пенсию: полицейские, педагоги, люди, работающие в северных регионах. Они получают право на пенсию уже в 50 лет, однако еще обладают достаточной энергией и желанием для дальнейшей работы. Но не учитывают чиновники того, что далеко не каждый человек в состоянии эффективно функционировать на седьмом десятке, особенно если работа происходит в тяжелых условиях или в регионах с экстремально низкими температурами. Например, смертность по Якутии и Алтаю наглядно демонстрирует, что мужская продолжительность жизни едва дотягивает до 58 лет. Таким образом, у жителей этих регионов очень мало шансов дожить до пенсии.
Наконец, еще одна тонкость, не продуманная депутатами, — пенсии по инвалидности, выплачиваемые вместо страховых. В результате одобрения пенсионной реформы многие работники начнут уходить на пенсии по состоянию здоровья, оформляя инвалидность. Специфика страховой пенсионной системы такова, что при больших и продолжительных ее пополнениях можно рассчитывать и на большую отдачу. То есть, лишние 5-10 лет трудовых будней обеспечат работникам крупные выплаты страховой пенсии, что ляжет очень тяжелым бременем на российский бюджет.
Подытоживает Александр Сафонов свой комментарий тем, что минимум до 2022 года в реформе нет смысла. Последние годы на рынок труда выходит достаточное количество молодежи при небольшом проценте уходящих на пенсию. И наказывать эту уходящую категорию повышением пенсионного возраста глупо и несправедливо.
Единоросы «За»
Хотя сейчас можно говорить лишь о выдвинутом предложении Дмитрия Медведева, настроения народных избранников явно говорят в пользу инициативы. Айрат Фаррахов, отвечая за всю партию «Единой России», обещает абсолютную поддержку законопроекта. С коллегой соглашается Ирек Зиннуров, который предлагает прислушаться к общественному мнению, но при этом следовать за стремительно меняющимися условиями экономики и рынка труда.
Увеличение предполагается осуществлять постепенно: каждые 3 месяца для рядовых граждан и 6 месяцев — для муниципальных и государственных сотрудников. Такая меря одновременно избавит от бюджетного дефицита, но вызовет рост безработицы. Правительство же со своей стороны даже после многочисленных обсуждений, громких заявлений о преимуществах инициативы на данный момент не разработало и не предоставило ни одного документа, объясняющего реформу и демонстрирующего ее преимущества и недостатки.