В Набережных Челнах завершились государственные торги на право разработки нового генплана города. Почему план потребовался так скоро, ведь предыдущий был создан лишь в 2006 году? Учтет ли новый документ нереализованные мероприятия предшественника или пойдет по собственному пути?
Теории и практика
Победителем тендера стал Казанский государственный архитектурно-строительный университет, который взял на себя обязательства к 2023 году проработать генеральный план одного из крупнейших городов Татарстана. Согласно техническому заданию, документ должен содержать долгосрочную поэтапную стратегию градостроительного развития города с учетом социально-экономических, экологических, природно-экономических факторов, а также транспортной инфраструктуры.
Ректор университета Рашид Низамов и заведующий кафедрой Александр Дембич уверены, что давнее сотрудничество с Набережными Челнами и доскональное знание города позволят им учесть в плане все имеющиеся проблемы города и найти пути их рационального разрешения.
С профессорами не согласен председатель городского Союза архитекторов Ринат Сафиуллин, считающий, что такого рода работой не должны заниматься теоретики. Например, архитектор поражен тем, что общественно-значимые объекты оказались зажаты внутри жилых комплексов. Тогда как разумнее было предоставить застройщикам лишь внутренние площади, а все территории и земли около проспектов оставить для благоустройства или общественных объектов. Любой генплан должен рассчитываться максимум на 7-8 лет, по истечении данного срока потребуется его актуализация с учетом произошедших в городе изменений. Кроме того, его составление потребует непопулярных решений, хотя и нацеленных на благо города и его граждан. Чаще всего, таковой мерой является расселение жильцов при сносе жилого дома, если он построен на предусмотренной для магистрали территории. Но на них все равно необходимо идти, несмотря на пожелания инвестора или общественное мнение.
Зажат со всех сторон
Предыдущий генплан, разработанный в 2006 году институтом «Татинвестгражданпроект», еще в ходе своего создания сопровождался нескончаемой критикой и был утвержден лишь благодаря действующему на тот момент мэру Ильдару Халикову. Ринат Сафиуллин утверждает, что разработчики попросту представили генплан 1972 года в несколько обновленной версии, а потому он оказался нежизнеспособным, не отвечающим реалиям города и даже тормозящим его дальнейшее развитие. Так, в документе не уделили внимания градостроительным узлам вдоль берега, а потому их сейчас застроили высотками.
Эксперты вообще считают ситуацию с береговой зоной катастрофической, так как из-за проектов частных застройщиков к воде теперь практически перекрыт доступ. Интересное положение в 65-м комплексе, где было оставлено место под школу на 850 мест, но по истечении времени требуется уже 1200 мест. Технически школу можно укрупнить, однако территории в наличии недостаточно, что негативно скажется на размерах столовой, классов и прочих помещений в ущерб детям.
Еще один пункт, вызывающих недоумение и недовольство архитекторов и прочих экспертов в градостроении, касается строительных норм. Например, почему при действующем в республике запрете на возведение домов с использованием силикатного кирпича есть подрядные компании, которые продолжают строить такие здания? Во избежание такого рода двойных стандартов Сафиуллин предлагает в самом генплане детально прописать все критерии будущего строительства.
С Сафиуллиным соглашается глава ООО «УКС Камгэсэнергострой Альберт Петров, считающий, что в плане будут учтены лишь «сиюминутные задачи». По его мнению, в 2006 году разработали неплохую концепцию, но почему-то не реализовали. Городские земли начали продавать кусками на диаметрально противоположные нужды, что в корне противоречит самой идее генплана. В итоге сейчас требуется расширять город для его дальнейшего развития, но некуда, так как он со всех сторон зажат жилыми комплексами или промышленными предприятиями.
Надо устранять дефицит
В данное время в набережных Челнах наблюдается серьезный дефицит земель под застройку. Гендиректор инженерного центра «Синергия» Ильдус Камалов не один год противодействует повышению уровня Нижнекамского водохранилища, а также ратует за конструирование защиты от влияния реки на береговую часть города. Таким образом, по мнению экс-депутата городского совета, можно высвободить до 2 тысяч гектар вполне пригодной для застройки земли.
В городе до сих пор не реализованы многие мероприятия из генплана 1971 года и 2006 года, в том числе строительство мечети «Джамиг» вместимостью в 20 000 человек, цирка, делового центра, гребного канала, а новый документ добавит еще больше задач. Вследствие уплотнения и расширения города ко всем возводимым объектам необходимо подводить соответствующие коммуникации. Инженеры, энергетики в состоянии предоставить прогноз лишь на ближайшие пару лет, причем по жилым домам еще относительно конкретно, тогда как по производственным и торговым предприятиям весьма размыто.
Второй парадоксальный момент связан с выходом к воде. Все предыдущие планы разработаны таким образом, словно касаются какого-то находящегося в пустыне места, а не города на берегу Камы. Береговая линия никак не учтена, набережные не имеют соединения друг с другом, до сих пор не освобождена территория завода силикатного кирпича и ЗЯБ. Наконец, в городе фактически не развит водный транспорт, который во всем мире признан наиболее экономичным и достаточно экологичным. В той же Германии водные артерии используются по максимуму, а в Челнах в равной мере слаб и грузовой, и пассажирский водный транспорт.
Новый генплан традиционно будет вынесен на общественное обсуждение и практически наверняка подвергнется критике. У граждан перед глазами наглядный пример того, как точечная застройка в угоду коммерческим интересам загубила перспективный город. Уже сейчас ощущается дефицит газа, который может существенно повлиять на промышленность и открытие новых предприятий. Поэтому наибольшее внимание при разработке генплана также будет приковано и к прокладке газопровода от Елабуги к Челнам. Цитируя Камалова, нужен очень смелый план, чтобы учесть и разрешить все существующие проблемы города.