НДС в России не повышался с 2004 года, составляя для большинства предприятий 18%, для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей – 10% и освобождая от этой повинности ряд организаций, в том числе общепит. Однако кафе и рестораны Казани уже ощутили изменение экономического положения и трудности с ведением бизнеса.
Молодым дороги нет
Во время проведения круглого стола Галина Шарафутдинова, являющаяся исполнительным директором казанской Ассоциации рестораторов и отельеров, рассказала на примере предприятий общепита о реакции предпринимателей на увеличение НДС до 20%.
Хотя рестораны и кафе освобождены от уплаты налога, они зависят от производителей и поставщиков, поставляющих продукты питания и напитки. Линейный расчет экономистов предполагает, что от лишних 2 % налога стоимость товаров и работ, а также услуг, в том числе коммунальных, увеличится минимум на 1,7%. Хотя министр финансов Антон Силуанов видит в нововведении лишь положительную сторону в виде пополнения бюджета в среднем на 600 млрд. рублей, тогда как многие аналитики считают, что экономика страны от данной меры снова испытает спад.
Так, в лишь в Татарстане можно увидеть более сотни предложений о продаже предприятий общепита, что в совокупности с заявлением Шарафутдиновой об отсутствии новых заведений говорит о падении интереса к этому бизнесу. Давно существующим предприятиям придется удерживать цены на имеющемся уровне, чтобы на фоне общего подорожания не отпугнуть клиентов. Тогда как молодым предпринимателям в новых условиях будет практически невозможно начать свое дело с нуля.
Малый бизнес уже не единожды на заседаниях совета предпринимателей сообщал о трудностях в привлечении кредитных средств из-за низкой заинтересованности банков в выдаче для ведения бизнеса денежных сумм, не превышающих 3 миллиона рублей. Банкиры уклончиво ответили, что не всегда пакет документов соответствует требуемому, однако статистика подтверждает лишь 40-60% одобрения заявок малых и средних предпринимателей. Не любят банки и тех клиентов, которые не имеют кредитной истории, положительного баланса, хотя в этом есть доля иронии – как завести кредитную историю при отказах в кредите? Однако банки не спешат инвестировать в малый бизнес, оправдываясь интересами вкладчиков. Пусть даже новый бизнес-проект выглядит перспективно, это еще не гарантирует его прибыльность, тогда как при первом же требовании клиента банка ему необходимо будет выплатить вклад.
Таким образом, бизнесменам приходится либо брать потребительский кредит под существенно большие проценты, или закладывать недвижимость – оба решения выглядят слишком непривлекательно, вынуждая отказываться от идеи собственного предприятия.
Сетевая экспансия
Повышение НДС не заметят, а, возможно, даже оценят крупные высокодоходные и сетевые организации, для которых действует упрощенная система возмещения налога, хотя его размер и был сокращен с 7 до 2 миллиардов рублей. Тогда как для субъектов малого предпринимательства сбор необходимых документов, их проверка и последующий возврат налога может занимать до года и более, а то и вовсе закончиться отказом со стороны налоговой инспекции. Поэтому Шарафутдинова озабочена тем, что едва казанцы привыкли часто питаться вне дома, их выбор в скором времени ограничится лишь сетями, местные же бизнесмены не выживут в новых условиях.
В 2019 году Казань ожидает на своем рынке знаменитую «Столовую № 1» из Северной столицы, которая планирует занять сразу 2 этажа на улице Баумана, расположиться на площади в 800 кв. метров и принести с собой вложения в размере 60 млн рублей. Местные рестораторы уже обеспокоены появление такого конкурента, ожидая от него демпинга и, соответственно, оттока части своих клиентов.
Ведутся переговоры с екатеринбургским предприятием «Своя компания», имеющим формат семейных ресторанов. Эта сеть нацелилась открыть сразу два своих заведения – на Ямашева и в Вахитовском районе, расположившись минимум на площадях в 400 кв.метров. Экспансию «Своя компания» начала с Урала и Сибири, где уже имеет рестораны в 10 городах, но постепенно распространяет филиалы на центральные регионы и столицы.
Новый формат
Олимпиада, чемпионат по футболу, прочие мероприятия международного масштаба дают Казани большой толчок к дальнейшему развитию. Многие молодые люди выступают с интересными идеями фудмаркетов, гастробаров, бургерных, для которых не обязательны большие площади и полноценные кафе с персоналом. Однако при отказе в кредитовании и отсутствии залогового имущества (оборудование и мебель в случае аренды помещения таковым не считается) бизнес-план ляжет в стол до лучших времен.
Местным предпринимателям уже приходится пересматривать концепцию своих заведений, чтобы не потерять ни уровень сервиса, ни клиентов, ни выручку. Так, некоторые общепиты начали вводить формат true cost – честных цен, предполагающий плату за вход, после чего посетитель получает возможность заказывать блюда по их себестоимости. Подобным образом уже переформатировали свои заведения основатели «Рашпер», «Мамаджан» и Don Italiano, усилив, по мнению рестораторов, свои позиции в сегменте общепита.
Успешно «выстреливают» и некоторые новички, каковым можно назвать гриль-бар «Мясо&угли», позиционирующееся как fast casual. Угощающее клиентов шашлыком заведение по времени обслуживания аналогично фастфуду, но по качеству приготовленной пищи схоже с рестораном. Еще одной отличительной особенностью является объединенное пространство кухни с залом на 32 посадочных места. Усаживаясь за высокие столы, посетители могут наблюдать за процессом приготовления своих блюд.
Городские власти со своей стороны предполагают предоставить льготы для тех предприятий, которые обеспечивают работой инвалидов, а также организовать совместные закупки, которые помогут снизить расходы рестораторов.
К кооперации призывает и глава Гарантийного фонда республики. Тимур Темиргалиев напомнил о Центре микрофиннсирования, ссужающем предпринимателей под 7,5% средствами до 5 млн. рублей, которых вполне достаточно для старта, одобрения инвестиционного кредита и поддержки молодых казанских предпринимателей.