Готова ли Казань к запуску беспилотных такси?

Давно Россия не обгоняла зарубежные страны по уровню технического прогресса, но запуск беспилотного такси в Татарстане в 2018 году произвел настоящий фурор. Пока американские и европейские инженеры проводят бесчисленные тесты и испытания, россияне накатали уже не один километр на первых отечественных беспилотниках.

Самодвижущийся экипаж

Таким термином когда-то инженеры награждали первые автомобили, теперь же жители татарстанского Иннополиса могут на себе испытать новый транспорт, только образца XXI века. В рамках соглашения между республикой и «Яндексом» именно этот город был выбран в качестве тестовой площадки для обкатки машин в реальных городских условиях из-за нового качественного дорожного покрытия и небольшого, безопасного трафика. С августа 2018 года в городе начали функционировать 5 «остановок», где взрослые пассажиры, подписавшие документы на участие в эксперименте, могут воспользоваться беспилотным такси. Граждане могут со своего смартфона вызвать одну из двух машин, работающих ежедневно, круглосуточно и бесплатно. За безопасность во время поездки отвечает не только электронный водитель, который запрограммирован на актуальные дорожные правила, умеет пропускать пешеходов, распознавать и избегать препятствий, но и обычный инженер, находящийся в салоне и контролирующий работу системы.

Моделью для первых беспилотников стала Toyota Prius, которую не надо дорабатывать, оснащать дополнительным оборудованием или менять настрйоки заводских модулей. Машина сама по себе идеальна для такого рода эксперимента, инженерам лишь остается с помощью электроники давать ей соответствующие команды для безопасного движения.

Артем Фокин, руководящий в «Яндексе» сферой беспилотников, рассказал о планах расширить территорию использования такого рода транспортных средств. Сейчас в компании насчитывается 15 автомобилей, число которых в 2019 году должно вырасти до сотни единиц. В качестве же следующего пункта назначения он рассматривает соседнюю Казань, до которой от Иннаполиса можно проложить специальный маршрут.

Заменят ли беспилотники настоящих водителей?

Хотя Артем Фокин сообщает о готовности проекта к массовому применению не только в Татарстане, но и везде по стране, всё еще существует ряд нерешенных нюансов.
Во-первых, так как беспилотный автомобиль не имеет автомобильных компонентов, соответственно, нет у него и гарантии производителя на бесперебойную работу. А потому машина требует ежедневного осмотра и проверки, которые должны осуществлять квалифицированные специалисты.

Во-вторых, в стране пока не разработаны нормативные акты, регулирующие пассажирские перевозки с применением беспилотного транспорта. Поэтому на данный момент вся татарстанская программа имеет категорию тестовой, проводимой на тестовой площадке.

Аналогично ситуация обстоит и с разработками КАМАЗа, нуждающимися в интеллектуально транспортной системе. Хотя их шаттлы уже прошли «полевые» испытания во время футбольного чемпионата, курсировали они исключительно по выделенному, прямому участку дороги, не контактирующему с городскими трассами. Связна подобная осторожность с тем, что движется автомобиль по 3D-карте, которую строит с помощью установленного на крыше лидара, а потом сопоставляет с собственной картой памяти. Эта процедура и обе карты требуют слишком много памяти, потому рациональнее было бы загружать каждый новый участок дороги, подъезжая к нему. Следовательно, в городе для активного использования беспилотников следует развивать интеллектуальную транспортную систему.

Безопасны ли беспилотные автомобили?

Готовы ли города к внедрению беспилотников, безопасны ли они для перевозки людей и прочих участников дорожного движения?

Споры об этом не умолкают с момента старта работы в данном направлении. В экстренной ситуации выберет ли компьютер безопасность своего пассажира или другого участника движения? Как отреагирует на нестандартную ситуацию, если, например, перед капотом выскочит пешеход или с едущего впереди грузовика упадет груз?

Разработчики объясняют, что основная программа беспилотника состоит не в защите своего пассажира, а в соблюдении ПДД и избежании столкновений с чем бы то ни было, в том числе с меняющим свою траекторию препятствием. Программа оперативно сканирует обстановку вокруг с помощью лидаров, радаров и камер, поэтому своевременно улавливает любые маневры. То, что может стать неожиданностью для обычного водителя, не «удивит» беспилотник. Если траектории объекта, полученные сканерами, будут пересекаться, машина рассчитает оптимальный маневр для ухода от столкновения. Таким образом, программа беспилотного автомобиля никогда не столкнется с трудным выбором, так как она предвосхитит проблему на стадии ее зарождения.

Беспилотная техника не захватит российские дороги в один день — для доведения ее до совершенства потребуется еще как минимум десятилетие. На данный момент существует договоренность «Яндекса», ГАЗа, НАМИ и московского правительства на предмет дальнейшей работы над транспортом будущего. Артем Фокин говорит о 2030 годе как о дате массового распространения беспилотников на отечественных дорогах.

Однако помимо чисто технических моментов, немало бюрократических вопросов должны разрешить чиновники для легализации беспилотного транспорта. Законодательные и прочие нормативные акты должны определить не только алгоритм осуществления пассажирских перевозок беспилотниками, но и ответственность на случай аварийной ситуации. Кто будет виноват – производитель или владелец беспилотника? Каким образом на месте аварии оформлять протокол при отсутствии «живого» водителя?

Президент республики Руслан Минниханов, прокатившись на беспилотнике, уверен, что они имеют право на существование. А потому можно надеяться, что после Татарстана этот транспорт начнет медленно, но верно покорять и остальную Россию.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*