Казань ждет кризис на рынке коммерческой недвижимости

В 2018 году казанские торговые центры зафиксировали самую низкую посещаемость за последние четыре года, упавшую по сравнению с предыдущим годом более чем на 11%. Кроме того, за истекший период не произошло открытия ни единого крупного молла или ТЦ, и эксперты предрекают сохранение подобной ситуации вплоть до 2020 года.

Инвесторы теряют интерес к ТЦ

Сейчас в столице Татарстана насчитывается 51 торговый центр, который занимает пространство в 1 млн. кв. метров, что ставит город лишь на четвертое место после Москвы, Волгограда и Екатеринбурга по развитости торговой сети. Несмотря на то, что в 2018 году в городе появилось три центра среднего уровня – ТЦ Моки, региональный гипермаркет «Мегастрой» и британская Castorama, — они имеют очень низкую загрузку. «Моки» изначально обладал лишь 15-процентной загрузкой, а Castorama уже к концу года объявил о своем уходе с российского рынка. Стоит отметить, что этот магазин не имел большого успеха среди татарских потребителей, поэтому его отсутствие вряд ли сильно скажется на экономике и гражданах. Однако при наличии в городе магазина ОБИ, Леруа Мерлен и дюжины местных «Мегастроев» не следует ожидать, что освободившаяся ниша сразу же будет занята другим участником рынка.

Туманна и перспектива запуска ТЦ «Авиатика», превратившегося в долгострой. Комплекс, занявший площадь в 22 га, планировал разместить единственную на всю республику аэротрубу, крупнейший фитнесс-центр, скалодром и веревочный парк для детей, боулинг и картинг. Но еще на этапе возведения выяснилось отсутствие разрешения на строительство, из-за чего прокуратура заморозила стройку. Продолжившаяся после получения разрешительной документации работа над проектом вновь была остановлена теперь уже инвестором, начавшим аудиторскую проверку генподрядчика, по окончании которой срок действия разрешения на возведение снова закончится. Таким образом, на данный момент не ясна ни дальнейшая судьба комплекса, ни дата его открытия.

Большие надежды возлагаются на центр семейного отдыха на улице Павлюхина, обещающий перегнать по размеру «Мегу», но этого события придется подождать до 2020 года.

Эра онлайн-магазинов и стрит-ритейла

Статистика показывает, что всё больше потребителей отдает предпочтение либо онлайн-покупкам, либо стрит-ритейлу, под которым понимается размещение торговых площадей на первых этажах жилых домов. С целью одновременной экономии времени и всё больше дорожающего бензина граждане предпочитают отправляться в далеко расположенные торговые центры, смещая акцент на небольшие супермаркеты районного значения.

Как показывает практика, покупателей не привлекают ни акции, ни ярмарки, ни прочие бонусы, широко применяемые торговыми центрами. В 2018 году даже традиционные школьные базары, ранее проходившие шумно и с размахом, привлекли плачевно малое количество родителей и школьников, которые обнаружили аналогичный ассортимент товаров в интернет-магазинах. Бесконечные «черные пятницы», промо-акции, бонусы к праздникам, а также наличие AliExpress, Joom и Wildberries, поставляющих дешевые товары в рекордные сроки, лишают «физические» магазины огромной аудитории.

Сказывается еще и тот фактор, что в интернет-магазине человек приобретает и получает какой-то конкретный товар, тогда как во время похода в магазин практически наверняка набирает полную тележку вещей, изначально не планируемых к покупке. Таким образом, помимо простоты, удобства, экономии времени и топлива онлайн-ресурсы еще и сохраняют бюджет потребителя.

Как вернуть покупателей?

Популярность крупных торговых центров падает уже несколько лет по всей России. По мнению аналитиков, будущее есть у многопрофильных моллов, удобно расположенных поблизости от метро или жилых центров, а кроме того, имеющих интересное наполнение. При том, что министерство экономики доложило об увеличении покупательской способности казанцев на 10% по сравнению с 2017 годом, а также о нулевом росте количества покупателей на 1 тыс. с торговой площади (в Москве этот показатель снизился на 5,2%), ТЦ еще могут побороться за своего потребителя, если принципиально пересмотрят свою концепцию.

Директор по маркетингу и развитию бизнеса компании JLL Елена Соловьева считает, что пора снова обратить свои взгляды на Запад и перенять их практику работы с клиентом. Наибольшим спросом сейчас пользуются комплексы, представляющие собой город в городе. Это больше не только магазины, детские развлечения и фудкорты, но и образовательные и концертные программы, мастер-классы и обучающие лекции, встречи с писателями или актерами. В Америке и скандинавских странах в ТЦ размещают библиотеки, фермерские рынки и даже детские сады, куда молодые мамы могут отправить ребенка, пока сами занимаются шоппингом.

Следует активнее пользоваться и возможностями интернета, тогда как российские ТЦ практически не имеют ни собственного интернет-магазина, ни виртуальной навигации по центру, ни хотя бы онлайн-информации о своем ассортименте и ценах. Внедрить систему автоматической оплаты покупок на выходе клиента из магазина. То есть потребитель, часто посещающий конкретный молл и зарегистрировавший в системе свою карту, может свободно перемещаться из магазина в магазин, в это время датчики отсканируют товар в корзине и спишут средства с карты.

Елена Пономарева — маркетолог из консалтинговой компании «Форсайт 24», рекомендует продавцам перестать воспринимать торговые центры как место, куда ходят за покупками. Они должны стать интересными локациями для всей семьи, молодежи и пожилых людей, где можно пообщаться, покушать, встретиться с друзьями, узнать что-то новое, отдохнуть и заодно что-то приобрести.

Ждет ли рынок недвижимости кризис?

Эксперты признают, что российский рынок коммерческой недвижимости достиг своего дна. В данное время остается спрос на маленькие офисы размером не более 35 кв.м, с парковкой и невысокой арендной стоимостью. То есть, можно говорить о большом количестве субъектов малого предпринимательства, который, тем не менее, отличается слабой устойчивостью к рыночным условиям. Фирмы-однодневки, частные юристы, разнообразные мастерские не могут оперативно реагировать на экономические всплески, а потому даже не всегда своевременно вносят арендную плату.

С другой стороны, среди имеющейся свободной недвижимости нет достаточно качественных офисов в удобных, продуманных бизнес-центрах, способных принять крупные как федеральные, так и международные компании.

Одновременно прослеживается тенденция к слиянию офисной и торговой недвижимости на единой площади, то есть будущее — за многофункциональными комплексами, в которых человек сможет уладить сразу несколько проблем и задач, вплоть до юридических и медицинских. Также именно региональные рынки недвижимости все больше переходят на формат коворкингов или управляемых офисов, что позволяет как экономить на аренде, так и проявлять необходимую гибкость в условиях стремительно меняющегося спроса.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*