В РТ назрела необходимость «мусорной реформы»

Вопросу переработки твёрдых бытовых отходов в последние годы уделяется всё больше внимания из-за переполненности существующих полигонов для их складирования, необходимостью вывоза на значительные расстояния, в том числе и в другие регионы, общими экологическими вопросами.

Ситуация в отрасли и предпосылки реформирования

Как показывает официальная статистика, чем выше плотность населения в городах и чем выше уровень экономического развития, тем большее количество мусора и отходов образуется в результате жизнедеятельности, а также производственных процессов. Не стал исключением и Татарстан, где, по данным пресс-службы Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, перерабатывается не более 10% мусора. Помимо уже озвученных вопросов, о необходимости реформирования отрасли говорит и увеличение себестоимости вывоза твёрдых бытовых отходов ввиду появления платы за негативное воздействие на экологию, роста НДС, ликвидации перекрёстного финансирования, что уже привело к тому, что тариф может быть увеличен вдвое.

Территориальная схема обращения с твёрдыми бытовыми отходами предусматривает создание единым оператором трёх специализированных межмуниципальных полигонов, 4-х комплексов по сортировке мусора и технопарка, ориентированного на глубокую переработку.
Говоря о глубокой переработке мусора, абстрагируясь от такой полумеры, как его сжигание, первоочередным вопросом является формирование чёткой государственной стратегии в решении этой проблемы, которая до сих пор не сформирована, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности сегмента для частного капитала.

При этом регион занимает лидирующие позиции в уже реализуемом всероссийском проекте «Чистая страна», ключевым механизмом которого, однако, является именно термическая утилизация мусора, для чего уже полным ходом идёт создание соответствующего технологического комплекса. В качестве преимущество которого озвучивалась даже возможность выработки горючего газа, продажа которого позволила бы компенсировать часть затрат, однако его качественные показатели и отсутствие понимания механизмов реализации заставляют усомниться в целесообразности подобного подхода, особенно принимая во внимание тот факт, что сжигание мусора считается в развитых странах устаревшей технологией.

В то же время сохраняют свою актуальность и сугубо технологические вопросы, а именно – стабильное обеспечение подобных предприятий необходимым сырьём. Дело в том, что при отсутствии системы раздельного сбора мусора рассчитывать на должный уровень перерабатывающего комплекса крайне сложно, о чём в одном из интервью заявил Артур Николаев — заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты региона.

В отличие от ряда развитых стран, вопрос сортировки мусора в России является значимой проблемой, поскольку упирается не только в отсутствие соответствующей инфраструктуры, но и в общий менталитет, не предусматривающий заинтересованности основных масс населения в этом процессе. Основной движущей силой при этом является финансовая составляющая, а именно – организация мест закупки вторсырья по ряду категорий.

«Мусорная реформа» и её реализация в Татарстане

Согласно уже реализуемым нововведениям, в Татарстане с 1 января 2019 года полностью меняется схема обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Теперь муниципалитеты лишены права выбора механизмов вывоза, складирования и утилизации мусора, территория региона отныне будет поделена между двумя операторами, работающими по единой концепции, в результате чего до 2022 года мусорные полигоны районного значения будут закрыты.

В целом, концепция предполагает разделение республики на две зоны: Западную (Казань и 21 прилегающий район) и Восточную (с центром в Набережных Челнах, объединяющим 22 района). Весь аккумулируемый мусор будет направляться на сортировочные станции, после чего проходить дальнейшие стадии технологического процесса. В частности, примерно 50% отходов Западной зоны предполагается направить на мусоросжигающие комплексы.

Около трети будет подвергнута переработке на территории специально создаваемого технопарка. Остальные же отходы после термического обезвреживания будут складироваться на традиционных полигонах. Стоит отметить, что реализация этих пунктов не прошла гладко, поскольку регион фактически сорвал сроки по определению второго оператора. Тем не менее, проблемы были оперативно решены.

Что касается рядовых граждан, то подобное реформирование будет сопряжено для них с необходимостью сортировки мусора. На первом этапе предполагается оснастить площадки двумя типами контейнеров – для перерабатываемого сырья и для пищевых отходов и иных материалов, не предполагающих повторного применения. В дальнейшем возможен переход на более детальную сортировку.

Изменится и порядок оплаты услуг, теперь величина тарифа будет единой для всей республики, и определяться не площадью помещения, а числом зарегистрированных лиц. В пресс-службе минстроя Татарстана отметили, что предполагаемое увеличение тарифа обусловлено тем, что теперь в него включается не только сбор, транспортировка и хранение твёрдых бытовых отходов, но и их сортировка с последующей переработкой, а также создание соответствующей инфраструктуры и технологических объектов. Сортировочные комплексы будут созданы в Казани, Черемшанском, Верхнеуслонском и Альметьевском районах.

Определённые вопросы вызывает тот факт, что население вольно или не вольно становится соинвестором столь масштабных изменений, при том что Минприроды РФ готово субсидировать развитие мусороперерабатывающей инфраструктуры, в результате чего ряд регионов также подключился к проекту. При этом Татарстан заявку на субсидию не предоставлял.

Финансовый директор компании по сбору и переработке вторсырья в Набережных Челнах Николай Атласов полагает, что ситуация в республике уже достигла того момента, когда назрела необходимость оперативного решения сложившихся проблем. Тем не менее, он отметил, что возлагать на население основную финансовую нагрузку в этом случае неправильно, куда разумнее было бы активно привлекать средства из федерального бюджета.

В рамках обсуждения вопроса о величине тарифов, Андрей Чибис — заместитель главы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, пояснил, что с начала 2019 года жители многоквартирных домов, в которых реализован раздельный принцип сбора отходов, могут рассчитывать на снижение тарифа.

Таким образом, Татарстан как регион с интенсивным развитием экономики, одним из первых столкнулся с проблемой утилизации бытовых и производственных отходов. Необходимость реформирования уже имеющейся системы реализуется в регионе в тесном взаимодействии и при непосредственном участии в ряде федеральных программ. Тем не менее, для кардинального изменения ситуации даже при интенсивных вложениях потребуется не один год.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*