Вопрос повышения стоимости лекарственных препаратов – важнейший аспект, отражающий динамику социальной напряжённости, ввиду чего данная проблема не раз становилась предметом дискуссий. Не избежал этой участи и Татарстан несмотря на то, что здесь сконцентрирована мощнейшая фармакологическая база.
Прогнозируемое подорожание и способствующие ему факторы
Представители Аптечной гильдии дали официальный прогноз касательно цен на мед. препараты на 2019 год, согласно которому увеличение цены составит около 10%. Систематическое подорожание лекарств в России объясняется целым рядом объективных факторов, самыми очевидными из которых являются снижение курса рубля, из-за чего иностранные медикаменты становятся менее доступными, а также рост цен на российские лекарства из-за использования в них импортных компонентов.
Если рассматривать показатели прошедшего 2018 года, то в среднем по России лекарства подорожали на 4,6%, при том что в Республике Татарстан удалось удержать эту величину на отметке в 2,3%. Если же рассматривать перечень жизненно важных препаратов из амбулаторного сегмента, то они подорожали на 2,7% по стране и на 1,7% – в Татарстане. В то же время этот период ознаменовался ростом цен на наиболее дешёвые препараты. Так, по информации, озвученной заместителем министра здравоохранения РТ Фаридой Яркаевой, лекарства низшего ценового диапазона стали дороже на 1,3%, средне ценового – на 3,6, лекарства дороже 500 руб. подорожали всего на 0,7%. Несколько компенсировало негативную динамику резкое удешевление достаточно дорогого препарата «Эссенциале Форте» более чем в 2 раза.
В качестве фактора, негативно влияющего на общую ситуацию с ценами на лекарства, можно отметить и снижение уровня конкурентной борьбы в республике. Так, по итогам прошедшего года, с рынка ушли 3 крупных оптовых дистрибьютора. В первые за несколько лет было отмечено и сокращение числа аптечных пунктов – на 2%, а также уменьшения присутствия федеральных аптечных сетей – на 4%.
Что касается дальнейшей динамики, то согласно действующему законодательству, производитель вправе один раз в год скорректировать стоимость на препарат из жизненно важного перечня в соответствии с величиной инфляции, которая на 2019 год прогнозируется на уровне 2,8%. Что касается лекарств, не входящих в данный перечень, то их стоимость законодательно не регламентируется.
Негативно скажется на стоимости лекарств и увеличение НДС. Несмотря на то, что изменение налога не распространяется на данную продукцию, существенно вырастут затраты на её транспортировку и реализацию, а также энергоносители и другие ресурсы, используемые на производстве. Татарстан в этой связи находится в несколько более выгодном положении, поскольку концентрация в регионе крупных фармакологических производств позволяет максимально насытить прилавки местными препаратами, имеющими в своей ценовой структуре минимальную транспортно-логистическую наценку.
По мнению Николая Беспалова – директора по развитию RNC Pharma, удорожание лекарств в 2019 году будет связано и с изменением правил маркировки продукции, согласно которым на упаковке должен быть размещён двухмерный код, при сканировании которого покупатель будет получать полную информацию о приобретаемом препарате. Тем не менее, данный шаг можно считать оправданным, поскольку он направлен на снижение объёмов фальсификата на рынке.
Меры поддержки и регулирования отрасли
На фоне роста объёмов фармацевтического рынка региона до 33,8 млрд. руб., даже такое удорожание не внушает оптимизма. Тем не менее, в Татарстане ведётся активная работа по регулированию данного сегмента, причём без государственного участия. Речь здесь идёт о запуске сервиса MyPharm, ставшего продуктом бизнес-инкубатора казанского ИТ-парка. По расчётам разработчиков, платформа позволит объединить производителей, поставщиков, реализаторов и покупателей, обеспечив постоянный доступ к наиболее актуальным ценовым предложениям, сведениям о тех или иных лекарственных препаратах и местах их продажи, что позволит свести к минимуму спекуляции со стороны недобросовестных участников рынка. Один из сооснователей проекта Наиль Гизаттуллин полагает, что это обеспечит снижение цен на лекарства на 10-20%. При этом предполагается распространить действие проекта не только на Россию, но и на страны СНГ.
Что касается самого главного вопроса – снижения зависимости от импортируемых препаратов и компонентов, то положительная динамика здесь, несомненно, прослеживается. В настоящее время Россия занимает 14 место в рейтинге стран по размеру фармакологического рынка. При этом даже в Татарстане с его развитой химической и фармацевтической промышленностью, по информации заместителя министра промышленности и торговли Алексея Савельчева, сохраняется излишняя интегрированность с зарубежными компаниями, ввиду чего доля компонентов собственного производства едва достигает 50%. По причине того, что развитие этого высокотехнологического направления является крайне затратным, в регионе уже приступили к реализации проекта «ФармМедПолис РТ», основной целью которого является привлечение новых резидентов в региональную фармацевтику. Кроме того, как отмечают эксперты, наблюдается смена приоритетов в самой химической промышленности в пользу именно фармакологии.
В рамках «Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года» Татарстан должен стать одной из площадок импортозамещения, причём основные надежды в данном процессе связываются с предприятием «Татхимфармпрепараты», выпускающим на сегодняшний день 130 наименований лекарственных средств. Большинство из них – это дженерики, то есть средства, воспроизведённые по аналогии с иностранными препаратами. В то де время, как полагают эксперты, предприятие уже наработало достаточный уровень компетенций, чтобы выводить на рынок собственные разработки.
Тем не менее, озвученная стратегия – это не более чем «дорожная карта», поскольку вопросы финансирования региональных программ должным образом не проработаны, ввиду чего последним придётся активнее работать над привлечением инвесторов. Кроме того, успехи в развитии отечественной фармацевтической продукции связаны, прежде всего, с созданием предприятий по производству лекарственных препаратов на основе зарубежного сырья в то время как данный сегмент в России считается нерентабельным, из-за чего в стране выпускается не более 500 тонн лекарственных субстанций ежегодно.
В конечном итоге, подорожание лекарств в Республике Татарстан неразрывно связано с общероссийскими тенденциями, являющимися отражением крайней зависимости от зарубежных поставок, недостаточного уровня развития собственных производств, сложностей выстраивания торговых цепочек.