На недавнем брифинге в кабинете министров Татарстана обсудили потенциал и перспективы медицинского туризма в республике. Эксперты уверены, что местные медики вполне конкурентоспособны в части оказания платных услуг, а потому в регион можно и нужно привлекать иностранных туристов для оказания полноценной медицинской помощи.
Медицинский туризм очень популярен среди американцев, которые очень уважают европейскую медицину. Россияне же предпочитают в основном лечиться внутри собственной страны, но есть исключение — многие жители Татарстана, наоборот, отправляются оздоравливаться в Израиль, Америку, Германию или Швейцарию.
Несмотря на такую тенденцию, министр здравоохранения республики Айрат Фаррахов заявляет, что местные врачи показывают высочайший уровень в офтальмологии, онкологии и стоматологии. Проблемными направлениями пока что являются диагностика и реабилитационные процедуры.
К министру присоединяется заведующий Маммологическим Центром, практикующий хирург-онколог-маммолог Хасан Губайдуллин, считающий татарстанскую медицинскую школу очень сильной, а медицинские учреждения – достойными конкурентами благодаря современному оснащению. Эти факторы привлекают сюда гостей из соседних городов, приезжающих в республику исключительно с целью лечения.
В 2019 году в России запущен нацпроект «Здравоохранение», призванный усовершенствовать отрасль, снизить смертность и составить компанию прочим странам в «клубе» 80+лет. В рамках его реализации планируется открытие дополнительных фельдшерско-акушерских пунктов, расширение сети сосудистых центров как минимум еще на десяток учреждений, в дополнение к имеющемуся онкоцентру в Казани запланировано строительство еще одного в Набережных Челнах. Будут также организованы так называемые амбулаторные онкоцентры, представляющие собой кабинеты для оказания оперативной специализированной помощи.
Медицинский туризм – что это?
Эксперт по туристическому рынку Сергей Пасечник объясняет, что сейчас трудно провести анализ данного направления и составить прогноз на будущее. Гости, приезжающие в республику на медицинский осмотр или лечение, связываются напрямую с клиникой, не прибегая к помощи туристического агентства. Поэтому такие туристы не попадают в отчеты туркомпаний и, соответственно, в особую категорию статистики.
Кроме того, Пасечник признает – отечественному медицинскому туризму придется несколько лет расти до уровня Германии или Израиля, где он процветает давно и успешно. Даже при разнице в ценах за рубежом и в Татарстане клиент за свои деньги получает организацию транспорта, гостиницу, зарезервированное место в клинике, достойное обслуживание и точный диагноз всего за пару дней. Тогда как местная медицина отличается более длительными обследованиями, которые оказываются верными всего лишь на 40%. Особенно ярко это выражается в контексте выявления и лечения онкологических заболеваний, а также при планировании родов, когда большинство россиян однозначно предпочитают Германию, США или Израиль.
Пасечник не исключает вероятности, что проблема кроется в менталитете жителей России, которые не привыкли выносить столь интимные вещи, как болезни, на всеобщее обозрение. Поэтому наши граждане не готовы обращаться в турфирму для совместного выбора клиники.
Перспективы медицинского туризма в Татарстане
Власти республики начали работать в данном направлении еще с 2016 года, хотя во многом задача по-прежнему нова для татарстанских специалистов. Если в Израиле, к примеру, такого рода туризм является существенной статьей бюджета государства, то отечественная казна никогда не выделяла на медицину настолько большие средства. Скупость правительства, соответственно, влияет и на отдачу – бюджет в среднем пополняется на 250 млн. долларов, что крайне мало для масштабов России.
Татарстан можно назвать передовым регионом в части развития медицины, имеющим уникальные стационары и центры, среди которых очень серьезные больницы скорой медицинской помощи в Набережных Челнах и Казани. Они постоянно принимают пациентов из Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана и прочих стран СНГ, а также из Ульяновской и Кировской областей, республики Марий Эл.
Заместитель министра здравоохранения республики Сергей Осипов уверен, что пока Россия проигрывает зарубежным конкурентам из-за неумения выгодно представлять свои медицинские услуги. Вопрос качества этих самых услуг он ставит на второе место, считая его вполне решаемым.
С чиновником согласен председатель госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов, призывая развивать «медицинский маркетинг», чтобы привлекать пациентов с других территорий. Иванов считает неправильным то положение, когда на отечественном рынке предлагаются услуги зарубежных клиник. Таким образом, высокотехнологичная медицина не сможет прийти в Россию в целом и в Татарстан в частности из-за того, что эта ниша уже занята платными импортными услугами. При стремлении людей к долгожительству сейчас наступает тот самый момент, когда нужно реально как можно прочнее закрепиться на рынке медицинского облуживания, достичь развития и успеха. Поэтому первостепенными задачами Иванов ставит создание «медицинского продукта», развитие облуживания и обучение руководителей медицинских клиник маркетингу.
А вот политик Борис Менделевич не согласен с чиновниками, считая, что залог успеха лежит в изменении российского мировоззрения. Каждый человек самостоятельно должен заботиться о своем здоровье, не откладывая лечение и не жалея средств. Только в России медики едва ли не насильно «загоняют» людей на диспансеризацию, объясняя, что она важна и помогает выявить проблемы на ранней стадии. Кроме того, россияне до сих пор слишком верят в бесплатную медицину, которая должна их «спасти» в крайнем случае.
Менделевич уверен, что людей нужно сильнее мотивировать к слежению за здоровьем, менять психологию, объяснять, что даже за бесплатную медицину они расплачиваются налогами, а, значит, эти деньги должны работать. И вот это, по мнению политика, самое трудное – изменить человеческие привычки.
Татарстан действительно располагает высоким потенциалом для создания процветающей отрасли медицинского туризма, но это долгая и кропотливая работа, начинающаяся от оснащения клиник и заканчивающаяся такой сетью медицинских полисов, которые позволили бы пользоваться услугами и российским, и иностранным туристам.