Отток сельского населения стал проблемой для Татарстана

Села Татарстана стремительно пустеют, даже несмотря на активную поддержку сельского хозяйства со стороны государства. Возможно ли остановить отток поселян и какими методами?

Нет деревни – нет государства

На сотню тысяч человек сократилось население татарстанских деревень, 49 сёл могут в скором времени вовсе исчезнуть с карты республики. Даже ежегодные финансовые вливания в размере 2 млрд. рублей не помогают улучшить жизнь поселян, помочь возделыванию земель и сделать сельскую жизнь привлекательной. Так, почти две тысячи местных жителей в 2019 году подали заявки на получение земли на Дальнем Востоке согласно федеральной программе «Дальневосточный гектар» и готовы покинуть родную территорию. При этом, по информации Минсельхоза, в Татарстане имеется почти 40 тысяч гектар собственных бесхозных земель, пригодных до возделывания.

Вячеслав Нилов – заслуженный архитектор России и Татарстана – во время заседания комитета Госсовета республики по экологии откровенно признал провальной программу предоставления земельных наделов многодетным семьям. Он привел печальную статистику, согласно которой в одних лишь Набережных Челнах на предоставленной земле в количестве 2300 участков за 7 прошедших лет получило прописку лишь 30 семей. Это цифра не составляет даже одного процента, что явно свидетельствует о непригодности предоставляемых условий для комфортного проживания.

Академик Российской академии политических наук Владимир Беляев заметил, что еще с 80-х и 90-х годов Татарстан стал лидером антирейтинга среди российских регионов по оттоку сельского населения. Объясняет Беляев печальную закономерность слабостью инфраструктуры и низкой заработной платой как неквалифицированных рабочих, так и опытных специалистов. В деревнях и сёлах закрываются школы, почтовые отделения, фельдшерские пункты, не налажено транспортное сообщение даже между ближайшими населенными пунктами, что в совокупности с нехваткой рабочих мест и отсутствием культурного досуга отпугивает молодежь от загородной жизни.

Стимуляция рождаемости

Министр труда, занятости и социальной защиты Эльмира Зарипова отмечает снижение количества в селах женщин репродуктивного возраста, что вызывает соответствующее падение рождаемости, в некоторых районах доходящее до патового уровня.

С 2018 года в республике действует программа, предусматривающая выплату в 50-100 тысяч рублей за рождение ребенка при условии соблюдения некоторых требований:

— как минимум 3 года проживания в селе, что обязательно будет проверено по паспорту;
— появление первенца для минимальной выплаты и третьего ребенка – для максимальной;
— возраст мамы не должен превышать 25 лет.

Если до исполнения женщине 29 лет в семье появится третий ребенок, выплата составит 100 тысяч рублей. Такая программа предназначена для избавления сельской местности от так называемого отложенного деторождения, когда женщины до 30 лет не стремятся обзаводиться потомством.

За деньгами семья может обратиться на протяжении шести месяцев с момента рождения ребенка.

Благородная реновация

Именно так окрестил Вячеслав Нилов комплекс мер по возвращению к жизни сельских поселений. В первую очередь, он настаивает на приостановлении процедуры ликвидации лишившихся населения деревень — наоборот, нужно заново провести межевание земель, по примеру Дальнего Востока увеличить площадь предоставляемых домохозяйств до одного гектара, продумать более современную планировку улиц и прочей инфраструктуры. Кроме того, для сохранения этнической культуры и особого татарского менталитета каждое село должен посетить архитектор, чтобы профессионально провести анализ территории и составить план, который помог бы не только обеспечить комфорт для жителей, но и сохранить имеющийся колорит и традиции каждого конкретного поселения.

Вторую задачу озвучил ректор Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана Рустам Равилов. Он рассказал, что некоторые выпускники впоследствии отправляются в сельскую местность и становятся ценнейшими работниками, одновременно привнося свои навыки и знания, а также выходя в лидеры местных органов самоуправления или руководители предприятий. При этом многие работодатели по-прежнему скептически относятся к молодым специалистам без опыта трудовой деятельности, не спеша предоставлять им рабочие места. То есть, можно наблюдать парадоксальную ситуацию, когда при наличии врачей, ветеринаров, агрономов в некоторых районах Татарстана их дефицит составляет 40-60%.

Основную проблему Равилов видит в не предоставлении достойных условий труда и заработной платы для выпускников. Работодатели в сельской местности сейчас предлагают соискателям стартовый заработок не более 13-15 тысяч рублей. Безусловно, жить на такую зарплату в 50 или 100 километрах от города без каких-то весомых преференций молодые люди не стремятся. С Равиловым соглашается министр сельского хозяйства Марат Ахметов, подтверждая, что при среднем уровне зарплат в 34 тысячи рублей труд на селе не выглядит ни престижным, ни доходным.

Наконец, следует оказывать всестороннюю поддержку фермеров и прочих малых форм хозяйствования, чтобы как можно больше гектаров татарстанских земель были обработаны. Министерство сельского хозяйство отчиталось о 40 тысячах га заброшенных территорий, введенных в оборот в прошлом году. Нередко собственники не торопятся обустраиваться на своих землях, поэтому субсидии и гранты стали бы отличным стимулирующим средством для развития фермерства в районах республики.

Говоря о стабильном исчезновении сёл и деревень, власти Татарстана не столько беспокоятся о продовольственной безопасности, сколько о многовековых национальных традициях, которые лучше всего сохраняются именно в сельской местности. Чтобы остановить старение и ликвидацию поселений, необходимо не только запускать новые программы, но и следить за их реализацией и корректировать по мере выполнения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*