Тарифы на проезд могут вырасти

С колоссальными убытками входят в новый год транспортные предприятия Татарстана, а, значит, жителям республики следует ожидать повышения тарифов на проезд.

Нерентабельный бизнес

Еще с 2018 года перевозчики неустанно сообщают о своих убытках, которые составляют чуть более миллиарда рублей. Решение проблемы коммерсанты видели в повышении стоимости проезда сразу в полтора раза — до 40 рублей, а также в компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, удельный вес которых составляет порядка 36%. Перевозчики ссылаются на практику соседних регионов, где провоз льготников компенсируется полностью, тогда как в Татарстане оплачивается лишь 2/3, из расчета 18 рублей на пассажира.
Гендиректор фирмы «Агромир» Владимир Капитонов заявляет, что для окупаемости оказываемых услуг стоимость проезда должна составлять не менее 35 рублей. Хотя формирование цены у каждого предприятия разнится в зависимости от маршрутов, но следование определенным законодательным нормам непосредственно влияет на уровень дохода и убытков:

    • компенсация проезда льготников;
    • наличие кондуктора с зарплатой не менее 30 тысяч рублей;
    • необходимость соблюдения 220-ФЗ, требующего нового подвижного состава и официальной зарплаты;
    • требования к наличию контрольно-кассовых аппаратов для ежедневной отчетности в налоговую инспекцию, что стало необходимым с 1 июля 2019 года.

При позитивных изменениях в виде полностью прозрачных пассажирских перевозок, официальных «белых» зарплат, вывода из «тени» ряда сотрудников сами транспортные компании теперь вынуждены закладывать определенную сумму на уплату налогов, которая в компании Капитонова, например, составляет 42 копейки на каждый рубль.
Помимо налоговой нагрузки, рост НДС вызвал увеличение лизинговых платежей, также подорожали запчасти и топливо, в совокупности «отбирая» у муниципальных предприятий по 30-40 млн. рублей ежемесячно и по 2-3 млн.руб у частных фирм. Таким образом, без роста платы за проезд ряд перевозчиков могут лишиться своих автобусов, которые уже начали отсуживать лизинговые компании.

Новые песни о старом

Каждый год для Госкомитета по тарифам Татарстана начинается с получения документов от перевозчиков о необходимости пересмотра и повышения оплаты проезда гражданами. И каждый раз речь идет о достаточно серьезном скачке цен, а потому властям приходится искать обоюдовыгодный компромисс. Если государственным инстанциям оказывается недостаточно представленных транспортными компаниями доказательств своих финансовых трудностей, перевозчики публикуют открытое письмо к властям, а также активно привлекают к своей проблеме СМИ. Последнее повышение цен произошло в феврале 2019 года, когда автобусникам разрешили установить 27 рублей вместо 25 рублей. Однако, по заявлению, членов ассоциации автотранспортников, эта мера не спасла положение компаний, которое они называют бедственным.

Одновременно транспортники рассматривают возможность снизить расходы за счет установки разницы в оплате проезда наличным и безналичным способом. Таким образом, они «убьют двух зайцев»: лишат кондукторов шансов махинаций с наличными деньгами и залатают дыры в собственном бюджете. Руководители транспортных компаний не единожды получали от пассажиров жалобы на сомнительные операции с билетами, свидетелями которых они становились. Так, некоторые кондукторы предлагают «скидку» за проезд при условии, что они не будут выдавать им билет, а разницу в стоимости положат в свой карман. В час пик и на длинных маршрутах подобная схема позволяет кондукторам неплохо «подработать», обирая собственного работодателя.

Чего ожидать пассажирам Татарстана?

Несмотря на многолетние жалобы транспортников и поддержку Минтранса, Госкомитет РТ не спешит удовлетворять запрос на пересмотр тарифов. Сами перевозчики при этом признают, что не смогут даже выйти на забастовку, как ранее сделали крановщики. Ведь от остановки стройки пострадали лишь их работодатели. Если же забастуют автобусы, граждане республики не попадут в школы, на работу, в институт.

По итогам встречи перевозчиков с министром транспорта и дорожного хозяйства Ленаром Сафиным убытки предприятий были оценены и подтверждены. Сафин поддержал автобусников, порекомендовав проанализировать московский опыт по организации оплаты проезда в общественном транспорте. Однако от комментариев относительно компенсации проезда льготников министр уклонился.

Предприниматели твердо намерены довести свою инициативу до конца, так как они уже не в состоянии оставаться на плаву. Их сотрудники уже не видят никаких премий, в том числе к новому году, а могут и вовсе остаться без зарплат и топлива для своих автобусов. У некоторых предприятий функционирует только половина автопарка, резина меняется не через регламентированные 60 тыс/км, а только через 80 тыс/км, не выходят на работу кондукторы, те самые, которые якобы воруют.

Перевозчики считают, что их не должен интересовать объем перевозок, количество льготных и платных пассажиров. Они должны быть сосредоточены на выполнении основной функции – безопасной и качественной перевозке граждан по конкретным маршрутам с определённым интервалом. Сейчас же им ежедневно приходится делать выбор: выплатить зарплату сотрудникам, оплатить лизинг или приобрести запчасти, – жалуется Владимир Капитонов.

Отмечает он и то, что аналогичная ситуация наблюдается у коллег в Симферополе и Санкт-Петербурге, где также поступают запросы на увеличение тарифов для поддержания транспортной отрасли.

Пока перевозчикам пообещали тщательно изучить представленные документы, провести сравнительный анализ с деятельностью других регионов, выявив слабые и неэффективные места, сформировать контрольно-ревизионные службы для оценки работы транспортных предприятий, провести балансовые комиссии для проверки финансовой отчетности.
Также стало известно, что с 2020 года изменится стоимость единого месячного социального проездного с 486 до 505 рублей. Льготный детский проездной билет подорожает с 295 до 307 рублей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*