Татарстан с полным правом можно назвать самым новаторским регионом в России, лидирующим по уровню технологий в самых разных сферах. Именно он стал инициатором внедрения интеллектуальных транспортных систем, впервые опробовав их еще во время проведения Универсиады.
Безопасность и функциональность
В республике за последние несколько лет был реализован ряд важных высокотехнологичных проектов, среди которых:
— хозяйственное управление на основе ГЛОНАСС;
— адаптивная автоматизированная система управления дорожным движением (АСУД),
— радиочастотная идентификация для распознавания автомобилей с нечитаемыми номерными знаками;
— несколько аппаратно-программных комплексов взвешивания транспортных средств, осуществляемого в процессе движения.
В ближайших планах также – система взимания платы с транспортных средств, чья допустимая максимальная масса превышает 12 тонн.
Еще одним важным достижением правительства Татарстана можно назвать устранение хаотичной парковки на городских улицах, обустройство комфортных пешеходных зон, выделенных дорожек для велосипедистов, что организовано в Казани в рамках проекта «Единое городское парковочное пространство. Город получил 27 контролируемых зон на 1200 парковочных мест, которые в ближайшее время будут расширены как минимум вдвое.
Столичная система адаптивного управления дорожным движением направлена на устранение автомобильных заторов и увеличение скорости транспортного потока. Система базируется на австрийской платформе OMNIA, адаптированной под потребности Казани. В том числе, кроме стандартной оптимизации движения она способна самостоятельно устанавливать приоритетный проезд, каковой, к примеру, предоставляется общественному транспорту или службам экстренной помощи.
Эмиль Латипов, руководящий функционированием системы, пояснил, что сейчас в столице республики работает 126 перекрестков, из которых 112 в адаптивном режиме, а также более двух десятков интерактивных информационных табло.
Курс на инновации
С целью более активного внедрения интеллектуальных транспортных систем в республике федеральный бюджет выделил на соответствующие мероприятия 360 млн.рублей. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» новые системы в первую очередь получат Казань и Набережные Челны как города с численностью населения свыше 300 тысяч человек. Назначение проекта состоит в повышении безопасности движения и уменьшении нагрузки на дороги, реализацией чего займется специально созданная рабочая группа.
По мнению директора по международным вопросам и взаимодействию с партнерами «Эртико – ИТС Европа» Расмуса Линдхольма, в Татарстане благодаря развитым ИТ-приложениям есть все условия для интеграции современных систем. Уже достигнуто соглашение о взаимодействии с такими именитыми компаниями как «Сварко» и «Инспектра», считающимися экспертами в сфере интеллектуальных транспортных систем. Они уже показали свой профессионализм в Финляндии, Испании, Дании, а теперь готовы оказать всестороннее содействие татарским исследованиям в данной области. Таким образом, разработки будут внедрены не только на внутреннем рынке, но и получат выход в Европу.
По словам директора Высшей школы информационных технологий и информационных систем (ИТИС) КФУ Айрата Хасьянова, Казань по ряду исследований превосходит даже таких развитых конкурентов, как Швейцария.
Так, еще в 2014 году на международном практическом семинаре директор TITGroup Эдуард Миниахметов с гордостью продемонстрировал отечественный алгоритм, благодаря которому мобильное приложение для смартфонов способно распознавать движение автомобиля и находить свободное место для парковки. Ведутся разработки и в направлении безопасности пешеходов, которые тысячами гибнут даже на пешеходных переходах. Технические эксперты говорят, что новая система сможет высчитывать приближение человека к пешеходному переходу и передавать информацию на специальное оборудование, которое активирует красный свет для автомобилистов. Такой комплекс будет особенно полезен для защиты детей, способных выскочить на проезжую часть, а также плохо видящих и пожилых людей. Он не только намного эффективнее, но и обойдется существенно дешевле работающих сейчас в Татарстане программ оповещения.
Развитие транспортной системы
Для построения грамотного проекта по внедрению интеллектуальных технологий рабочая группа проведет мониторинг затрат по ведомствам республики для выявления излишних затрат, неэффективных и дублирующих программ. Также будет принят во внимание опыт освоения новейших технологий, в том числе в части развития ИТС, в Иннополисе и СМАРТ Сити.
Субъекты федерации, получившие государственную поддержку, берут на себя обязательства по внедрению новых или модернизации имеющихся систем с последующим предоставлением отчета и проделанной работе и затратах на нее. Всего субсидии в размере 25,5 млрд. рублей получат 56 регионов, по 8,4 млрд. рублей ежегодно. Наибольшие объемы выделены Самарской области – 380 млн. рублей, Татарстану – 370 млн. рублей, Свердловской области – 330 млн. рублей, Челябинской области – 320 млн. рублей и Новосибирской области – 310 млн. рублей.
Хотя в России для развития ИТС есть все возможности, самой большой проблемой эксперты считают слабое регулирование отрасли и реализуемых проектов. Отечественное законодательство лишено соответствующей нормативно-правовой и, тем более, технической базы. При отсутствии правильного государственного контроля внедрение и развитие ИТС будет происходить по рыночным правилам, выгодным и комфортным в контексте сотрудничества с зарубежными предприятиями. Несмотря на взаимовыгодную техническую помощь и поддержку, велика вероятность формирования российских технологий по импортным «лекалам», тогда как отечественная отрасль не сможет найти собственный путь развития.