В последние годы в России все активнее используют малые суда. Прежде всего, для рыболовных и туристических целей, но не только. И неизбежно возникает вопрос: как зайти в каталог судовых двигателей и выбрать необходимый агрегат?
В чем особенность
Обычно к судовым моторам малой мощности относят модели с мощностью до 74 кВт, то есть до 100 л.с. Более мощные двигатели устанавливают редко, считается излишним. Также не такие серьезные требования и к запасу хода. Они, как правило, не используются далеко от портов и баз, поэтому могут обходиться без большого запаса автономности. А вот требования к экономичности довольно высокие. Зачастую именно от этого показателя зависит выгода для бизнеса от эксплуатации судна.
Классификация
Обычно такие двигатели делят по виду топлива. Они могут работать на бензине, дизеле или сжиженном газе. Но среди малотоннажных судов практически повсеместно используют дизельные установки. В зависимости от назначения бывают главные, сейчас это, как правило, пропульсивные моторы и вспомогательные.
Изначально первые были нужны для движения, а вторые для генерации электричества. Но пропульсивные обеспечивают и то, и другое. А вот вспомогательные уже служат в качестве аварийного и для электропитания отдельных систем.
Также надо обратить на такой показатель, как скорость движения поршня. От этого зависят эффективность работы самого двигателя и нагрузка, которую тот может выдержать. Если от мотора требуются скоростные качества, то этот показатель должен быть выше. Тихоходные обычно до 7 м/с, быстроходные уже идут от 10 до 15 м/с.
На что обращать внимание
Конечно, многое зависит от планируемого использования судна. Например, на малый рыболовный сейнер лучше брать агрегат мощный, но с хорошей крейсерской скоростью. Тут надо заметить, что иногда на них устанавливают агрегаты с мощностью даже за 100 кВт. Туристические катера и все, что используется для перевозки пассажиров, обычно должны работать тихо и «есть» как можно меньше топлива.
Другой важный момент – надежность. Поломка двигателя приводит к дорогостоящему ремонту и не менее неприятному простою. Поэтому надо выбирать производителей, которые хорошо себя зарекомендовали и дают соответствующую гарантию.
И последний важный элемент – это доступность деталей. Особенно в последние годы, когда внешние поставки заметно лихорадит. Желательно, чтобы это был российский поставщик, который работает напрямую с заводами.