Когда говорят о мужских и женских школах, то в памяти всплывают образы воспитанниц Института благородных девиц и юношей из кадетских корпусов. Но «однополые» классы и школы есть и в современной России, а в последние годы их количество стремительно растет. Набережные Челны – не исключение. В нашем городе работают два лицея, практикующих раздельное обучение, а в некоторых челнинских учебных заведениях мирно сосуществуют классы мальчиков и классы девочек. | ||
|
||
В лицее главное – учеба! Ну а девочки? А девочки – потом
|
||
Личность Отдавать или нет ребенка в школу с раздельным обучением, каждый родитель решает сам. Но в том, что такое альтернативное обучение не только существует, но и имеет свои преимущества, журналисты «Челнинской недели» убедились, посетив лицей-интернат №79. – Наше учебное заведение было создано в 1992 году и работает по системе раздельного обучения, – говорит директор лицея Ренат Латыпов. – Мы принимаем мальчиков с седьмого класса, и на протяжении пяти лет они помимо всех основных предметов углубленно изучают четыре языка: русский, татарский, турецкий и английский. В нашем лицее созданы все условия для настоящего мужского воспитания. Большинство педагогов – мужчины. Наши преподаватели – эталон поведения для мальчиков: интеллигентные, образованные, без вредных привычек, целенаправленно занимаются наукой. Причем 68% учителей владеют четырьмя языками, 100% – русским и татарским. Многие из них проводят с ребятами целый день. Образно говоря, личность воспитывает личность: своим поведением, словом, отношением к жизни. Не секрет, что в обычных школах более 90% педагогов – женщины. И дать полноценное мужское воспитание они не могут. Мальчики вынужденно перенимают женский тип поведения. А если еще и семья неполная? Как молодому человеку научиться быть мужчиной? А в нашем лицее у мальчиков есть шанс перенять правильную модель поведения у мужчин-педагогов. И ребята на них равняются. Помимо обязательных учебных занятий в нашем лицее ребята имеют возможность найти себе занятия для души, характерные больше для мужчин: тренажерный зал, спортивные секции борьбы куреш, восточных единоборств, волейбола, шахматы. Думаю, с точки зрения психологии раздельное обучение в переходном возрасте более комфортно для школьников. Например, мальчики в это время отстают от своих сверстниц и в физиологическом, и в эмоциональном плане. Для ребят это очень болезненно, у них может появиться множество комплексов. А в классах, где учатся только мальчики, им легче самореализоваться, потому что у них нет никаких психологических барьеров. А с девочками они могут общаться в свободное от учебы время. В лицее же во время учебы все направлено на глубокое получение знаний, и я уверен, что таких результатов в учебе, а наши ученики – неоднократные призеры предметных олимпиад различного уровня – и такой крепкой дисциплины в смешанных классах у них бы не было. |
||
|
||
Разделяй и учи? Алина Алексеевна Титова, директор гимназии №76: – У нас более 10 лет шел эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек. К сожалению, со следующего учебного года такие классы в нашей гимназии перестанут существовать. Во-первых, нет специальной материальной базы, чтобы развивать чисто мужские направления в обучении и воспитании. Во-вторых, и, наверное, это самое главное, не хватает мужчин-преподавателей, и в классах для мальчиков преподают те же педагоги-женщины. А в целом, преимущество в таком обучении есть, оно дает свои положительные результаты. Ведь не зря раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.
– Со второго по десятый класс я училась в классе для девочек. И так как человек я не очень общительный, мне было трудно в дальнейшем строить свои отношения с противоположным полом. Учителя видели преимущества раздельного обучения в том, что на уроках девочки не будут отвлекаться на мальчиков и наоборот. Хотя думаю, кто не хочет учиться, тот не будет учиться при любых условиях. Конечно, на школьных вечеринках, переменах, в столовой мы общались с мальчиками, но опять только те девочки, которые были более раскрепощены, а другие оставались в сторонке. Повезло и тем, у кого были братья или мальчишки-друзья во дворе. А если девочка – один ребенок в семье, ходит в «однополый» класс и друзья только девочки, то у нее совершенно нет опыта общения с противоположным полом. Итог: в омут с головой?!
– Если бы передо мной стоял выбор: отдать ребенка в класс с раздельным обучением обычной школы или в женскую гимназию, я бы выбрала последнее. Потому что в таком учебном заведении есть больше возможностей для истинно женского воспитания. Были же раньше институты благородных девиц, где девочек учили рукоделию, манере поведения в обществе, готовили к будущей семейной жизни. А в разделении в обычной школе на мужские и женские не вижу особого смысла, так как и мальчиков, и девочек учат по одним и тем же программам. И какой тогда толк в раздельных классах? Чтобы мальчики не видели, как девочки раньше их созревают? Но ведь и те, и другие должны видеть, как это происходит. Это же жизнь!
|
||
|