Интернет-банкинг для физических лиц – одна из самых востребованных и динамично развивающихся услуг в Москве – в периферии пока имеет совершенно другую динамику. В Набережных Челнах ее первым запустил Автоградбанк, следом – ТАТФОНДБАНК, на очереди еще несколько банков города. |
|
Что такое
интернет-банк?
Знаете ли вы, что полный спектр банковских услуг можно получить, подключившись к автоматизированной компьютерной системе банка. Такой способ коммуникации получил название – интернет-банк. Как правило, каждое финансовое учреждение разрабатывает собственную систему, адаптированную к внутреннему программному обеспечению. Физическим лицам банки предлагают воспользоваться своими услугами, заходя на их интернет-сайт, а также получив ЭЦП (электронная цифровая подпись). Иметь счет в банке – хорошо, а иметь к нему доступ в любое время суток и из любой точки земного шара – еще лучше.
|
Возможные виды услуг
|
1. Открытие новых счетов.
2. Получение банковской выписки по счету.
3. Получение выписки по кредитным картам.
4. Операции со счетами.
5. Оплата услуг со счета.
6. Получение кредитов.
7. Погашение кредитов.
8. Информация по кредитам.
9. Размещение депозита.
10. Информация по депозитам.
11. Конвертация валюты.
12. Валютные переводы.
13. Отслеживание операций с помощью SMS уведомлений.
14. Управление паями управляющих компаний. |
Из истории
Интернет-банкинг появился в России почти 10 лет назад. Одними из первых, в 1997 году, физическим лицам его предложили Гута-банк (куплен Внешторгбанком и переименован в ВТБ 24) и Автобанк (ныне «Уралсиб»). «Дочки» иностранных банков, такие, как Райффайзенбанк и Ситибанк, предоставили частным клиентам доступ к карточным счетам через Интернет в 2002 году.
В этом году ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» второй раз подряд было удостоено премии международного журнала Global Finance как «Лучший интернет-банк для частных клиентов» в России. Система интернет-банкинга «Райффайзенбанка» была признана лучшей еще в нескольких странах Восточной и Центральной Европы.
|
В чем выгода клиента
|
1. Круглосуточное обслуживание.
2. Экономия времени на оплату услуг (не надо никуда ехать).
3. Снижение тарифов за банковское обслуживание (у некоторых банков бесплатно). |
Как обеспечить
безопасность
Дистанционное управление счетом вполне безопасно, если клиент выполняет элементарные требования безопасности на своем рабочем компьютере (антивирусная защита, fire wall), а также хранит ключи и пароли в недоступном для злоумышленников месте. От сбоев в компьютерных системах 100-процентной гарантии, конечно, нет. При этом сбои в работе интернет-провайдеров или подаче электроэнергии не могут быть причиной потери клиентом денег. Если сбой произошел во время отправки платежа, средства останутся на счете клиента, который получит сообщение, что платеж не прошел.
|
В чем выгода банка
|
1. Экономия на расходах за аренду помещений.
2. Экономия расходов на мебель и офисную технику.
3. Экономия на зарплате персонала.
4. Экономия расходов на документооборот. |
Неисчерпаемый
потенциал
По данным и. о. начальника управления развития каналов самообслуживания Альфа-банка, количество клиентов, подключенных к интернет-банку «Альфа-Клик», растет на 13-15% ежемесячно. «Сегодня интернет-банком пользуются приблизительно 25% клиентов Альфа-банка». В Ситибанке отмечают, что более 40% активных клиентов регулярно пользуется интернет-банком для совершения различных банковских операций.
По оценкам банкиров, основные операции, которые совершают пользователи интернет-банкинга, – рублевые платежи, конвертация валют и внутренние переводы средств со счета на счет. Чаще всего клиенты осуществляют оплату коммунальных услуг и услуг связи. Средняя сумма таких платежей у клиента – 1,5-2 тыс. рублей в месяц.
Венера МУСИНА.
|
ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ
ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ
|
|
КСТАТИ
|
«Челнинская неделя» провела опрос 200 челнинцев различного возраста и социального статуса. Из них 70% связаны с банками (30% взяли кредиты в банках, 30% используют пластиковые карты и 10% имеют вклады).
Среди опрошенных 35% являются постоянными пользователями Интернета. 40% участников опроса слышали про услугу интернет-банка, но ни одного пользователя данной услугой нам обнаружить не удалось. |
|
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
|
Шаг 1
Для начала необходимо иметь в банке счет. Это может быть счет, который вы открыли для того чтобы положить деньги, проще говоря – вкладной счет. Если у вас уже имеется пластиковая карта, значит, открывать ничего не нужно – счет у вас есть!
Шаг 2
Нужно прийти в банк, чтобы подписать договор на обслуживание и получить дискету, где будет записан ваш электронный цифровой сертификат (он может быть записан на любом носителе). Электронный сертификат – это удостоверение клиента, которое содержит пароль, то есть так же, как и в пластиковой карте, без знания своего кода в ваш банк зайти никто не сможет.
Шаг 3
Придя домой, внимательно изучите все бумаги, которые получили в банке. Вы найдете подробные разъяснения, как пользоваться этой услугой. Убедитесь еще раз, насколько все просто и понятно.
Шаг 4
Подключившись к Интернету, вы заходите на сайт банка в систему клиента.
Здесь вы можете:
— посмотреть текущий остаток на счете;
— получить выписку за любой промежуток времени;
— оплатить любой платеж: за коммунальные услуги, телефон, газ, штраф ГАИ.
Имейте в виду, оплату можно будет производить двумя способами:
а) вы можете заполнить все бланки сами, указывая свои расчетные счета, лицевые счета предприятия, все эти данные указаны на квитанциях;
б) если вам кажется это сложным, то для удобства даны готовые формы платежки, где ставится только ваш лицевой счет и указывается сумма к оплате.
Шаг 5
Вы создали документ, и его нужно подписать.
Это происходит нажатием кнопки на слово «Подписать», которое высвечивается на экране. Все, дело сделано!
А где квитанция?! Резонный вопрос. На руках-то у вас нет привычной квитанции. А если она понадобится? Вообще, а если придется доказывать, что ты платил, как быть? И здесь все очень просто.
Все платежи хранятся в памяти. Вы можете их распечатать. Если нужна печать, то банк всегда готов подтвердить прохождение платежей и поставит свою печать на ваших платежках. Сколько существует эта услуга, пользователи ни разу не обращались в свои банки с такой просьбой. Это значит, программа работает слаженно. |
|