НА МОДНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ КУРОРТ ЧЕРЕЗ КУКМОР





Untitled Document

Руководствуясь известной пословицей о том, что сани надо готовить летом, редакция отправила меня за валенками весной в столицу валяльного дела Татарстана поселок Кукмор.

 

На вторых этажах этих особняков в дореволюционные времена
жили кукморские фабриканты

 

Маленькая
Швейцария

Дорога туда уже сама по себе была отдельным приключением. Удаляясь все дальше от Мамадыша в сторону Кукмора, мы все больше погружались в атмосферу настоящей российской глубинки. Узкая дорога, редкие машины, странные, но красивые названия деревень – Люга, Старая Уча, Каркаусь, и холмы, на вершинах которых лениво отдыхали тяжелые облака – чем не декорации к волшебной сказке. Не пропало это впечатление и при въезде в Кукмор. Городок, окруженный со всех сторон невысокими горами, и проходящая через него железная дорога – все это отдаленно напоминало пейзажи какой-то европейской страны. Видимо, не зря Кукмор именуют маленькой Швейцарией.


Дело рук
Ивана Грозного

А вот о происхождении названия самого поселка до сих пор нет единого мнения. Ученые-литераторы больше склоняются к поэтическому переводу слова «кукмор» – «голубой цветок». Историки настаивают на фактическом – «два марийца», утверждая, что это поселение возникло еще во времена царствования Ивана Грозного. И основали его скрывающиеся от войск царя марийцы. Хотя среди первых поселенцев были и удмурты, и татары. Как бы там ни было, сейчас в Кукморе проживает около 17 000 жителей, представляющих более 10 национальностей и называющих себя кукморянами.

 

Бизнес на валенках

 

Между прочим, этот поселок издревле славился народными промыслами. Говорят, именно здесь лили пушку для мятежного Емельяна Пугачева. А уж валенки валяли чуть ли не в каждом доме. Предприимчивые купцы поначалу скупали самую ходовую в то время обувь, а затем стали объединять валяльщиков, создавая небольшие артели. И уже сами именоваться громким словом «фабрикант». Увеличивая таким образом свой капитал, богатые кукморяне строили себе каменные двухэтажные дома на самых красивых улицах поселка. Наиболее зажиточными считались братья Комаровы. Именно их фабрика со временем стала самой процветающей, и на ее базе был создан нынешний валяльно-войлочный комбинат.


Три кукморских кита

Хотя Кукмор известен, прежде всего, своими эксклюзивными валенками, они только часть этого экономического чуда. Местная швейная фабрика уже одела в свои костюмы чуть ли не всю прокуратуру России, выиграв тендер на пошив спецодежды. Поговаривают, что кукморские портные недавно уехали в Москву снимать мерки с самого Юрия Чайки. Не отстает от своей «сестры» и меховая фабрика. В ее нарядах – куртках-спецовках для военных летчиков и моряков – щеголяет даже бывший министр обороны Сергей Иванов. Естественно, обе фабрики не ограничиваются только спецзаказами, снабжая весь Татарстан и ближайшие регионы красивыми и модными изделиями, пользующимися большим спросом.

 

Похвала президента

 

Шамиля Ахметшина ставят в пример
другим руководителям

Но кукморские валенки давно стали визитной карточкой района. Созданный более 120 лет назад валяльно-войлочный комбинат и по сей день ежегодно выпускает более миллиона пар валенок. Казалось бы, производство этой обуви (в понимании многих) – дело, которое должно потихоньку вымирать, а оно живет и даже развивается. Причем за высокую производительность, хорошие экономические показатели и постоянное совершенствование комбинат хвалят на самом высоком уровне. Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев неоднократно ставил в пример руководителям крупнейших республиканских предприятий генерального директора кукморского валяльного комбината Шамиля Ахметшина, не давшего старинному промыслу пропасть, а наоборот, сделавшего из него экономическое чудо не только российского, но, пожалуй, мирового масштаба.

Мы их обули!

О своих валенках Шамиль Хайдарович может рассказывать долго. И узнает их с первого взгляда. В валенках местного валяльного комбината расхаживают не только россияне, но и жители Европы и Северной Америки. Иметь обувь кукморских умельцев стремятся люди «высокого полета» – политики, крупные бизнесмены, спортсмены и артисты. Валенки есть у Минтимера Шаймиева, Юрия Лужкова, боксера Кости Цзю и даже у звезд французской оперы. А если валенки носят даже такие люди, то понятно, что в ближайшее время эта старинная обувь не уйдет со сцены. Ведь альтернативы валенкам, в принципе, нет. При равных условиях производства похожая обувь дороже валенок в 10 и более раз.


Морские водоросли российской зимы

Вариантов о том, из чего же делают валенки, Шамиль Ахметшин слышал немало. Чего туда только не добавляла народная молва – опилки, кусочки дерева, песок и даже морские водоросли, невесть откуда взявшиеся в нашем суровом крае. К сожалению, ни одно такое предположение не подтверждается. Валенки на 100% состоят из натуральной шерсти, там даже нет никаких химических волокон. Хотя раньше в советские времена, когда был дефицит сырья, при производстве этой обуви все же добавляли отходы шерстяного производства. И в те же годы приучили наш народ носить черные валенки, закрашивая их для того, чтобы не видно было пятен разноцветной шерсти.

 

ИЗВЕСТНЫЕ
КУКМОРЯНЕ
— Альбина Ахатова – олимпийская чемпионка по биатлону.
— Евгений Голов – президент футбольного клуба «Рубин».
— Ильфар Саляхов – двукратный чемпион России по велоспорту.
— Мать Чингиза Айтматова, известного писателя, была родом из Кукмора.
— У Даниса Зарипова, хоккеиста казанского клуба «Ак Барс», тоже кукморские корни, в этом районе жил его дед.

 

Экологически
чистый продукт

Хотя и говорят, что изготовление валенок – это вредное производство, работники с фабрики не спешат увольняться. Сейчас на кукморском валяльно-войлочном комбинате работает 650 человек, средней возраст которых 38 лет. Средняя зарплата – 8400 рублей, что очень даже неплохо для жителей районного центра. Конечно, не все измеряется деньгами. Главное, что у работников фабрики есть стабильная работа, полный соцпакет, своя столовая, медпункт, ежеквартальные денежные премии. За последние десять лет комбинатом построено свыше 200 квартир для своих сотрудников. Оказывается помощь и в постройке индивидуальных домов. А что касается экологии, то, к счастью, на комбинате уже давно ушли от применения серной кислоты как ускорителя валки, да и ни каких других химикатов не применяется. А минимальные отходы от производства – кноп – вывозят как удобрение на фермерские поля. Говорят, он намного эффективнее навоза.

 

Валенки бывают разные: большие, серые и красные…

 

С чего начинается
валенок?

С горы шерсти, привезенной из ближнего Казахстана или дальней Австралии, Новой Зеландии и Уругвая. Причем в день комбинат перерабатывает более 14 тонн «золотого руна». Именно с «шерстяного» склада и началось мое знакомство с процессом превращения кучи «овечьей шубы» в настоящее произведение искусства – кукморский валенок. Не скажу, что начальный этап меня очаровал. «Золотое руно» на самом деле оказалось вовсе не таким уж чистым, особенно казахстанское. Поэтому сначала его моют в огромных ваннах с металлическими зубцами, затем отжимают, если надо, то красят, а уж потом сушат. После этого шерсти дают время, чтобы вылежаться, а чтобы она не теряла своей мягкости, в нее добавляют специальную эмульсию. Девушкам этот процесс более понятен, он очень похож на укрепление волос специальными бальзамами и ополаскивателями. Как и человеческий волос, шерсть для валенок после этих процедур становится чистой и шелковистой.

 

Горы шерсти осилит только кукморянин
Вот так шлифуют валенки…

Чесальщицы
и свойлачивальщики

А какие чудные названия профессий я услышала на комбинате. Чесальщицы, например, на станках расчесывают и одновременно сортируют укрепленную эмульсией шерсть. Затем она поступает на крутящиеся барабаны, где ее наматывают на длинные матерчатые мешки и отдают работницам для формирования головы валенка. Фабричным девушкам в этом помогают вода, пар и ловкие руки. Они словно иллюзионисты молниеносно проделывают эту операцию, и мне пришлось их попросить на мгновение замереть, чтобы успеть сделать снимок. Но меня поразило не это. Оказывается, чтобы сделать валенок 37 размера, на начальном этапе он должен быть высотой около полутора метров, а длина низа – свыше 50 сантиметров. Настоящий гулливеровский размерчик!


Тяжелые роды
и легкая свадьба

Да, появляться на свет избитым и замученным не очень-то приятно. Но только не валенку. От подобных экзекуций в последующих цехах он становится только лучше. Хотя чего там только с ним не делают: пропускают через жернова, бьют молотками, садят на железные колодки, а затем отправляют в печь сушиться. В конце этой пытки валенки шлифуют и отправляют в самостоятельное плавание. По большим автоматизированным трубам они попадают к самым настоящим свахам. Ведь до этого времени каждый валенок изготовлялся индивидуально. Теперь же настала очередь встретить свою «половинку». Вот тут нашему герою и приходят на помощь работницы комбината. Они проставляют размер на подошве, осматривают внешний вид претендентов и подбирают им пару, скрепляя между собой узами прочной нитки. А затем прикладывают к новобрачным документ – бирку, с названием товара и местом его производства.

 

И у валенок есть свои свахи
Непромокаемая подошва – дело тонкое

Кому – на буровую,
а кому – на подиум

Вы думаете, что процесс создания валенок окончен? Зря, теперь начинается самое интересное. Те валенки, которые будут использоваться в качестве спецобуви, отправляются в цех обрезинивания. Там им делают прочную и непромокаемую подошву. Проходят эту процедуру и валенки для рядовых покупателей, ведь при нынешних капризах погоды такая подошва – самая актуальная. Ну, а парадно-выходные экземпляры поступают в вышивальный и швейные цеха. Свыше двух тысяч рисунков может вышить умная японская машина, причем как крестиком, так и гладью. Таких валенок в прошлом году выпустили 60 тысяч пар, которые могли бы поместиться в 10 вагонах. А швеи украшают валенки не только меховой опушкой и забавными помпонами, но и добавляют наверх манжету из влагонепроницаемого материала, чтобы вовнутрь валенка не попал снег. И вот на этом работа над созданием этой проверенной веками обуви подошла к концу. Осталось ее только уложить в коробки и вперед – покорять мир!

Наталия МАТИОС.

 

Та самая железная дорога, построенная хитрыми братьями Комаровыми

 

ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ
УВЕЛИ ИЗ-ПОД НОСА
Неутомимые братья Комаровы не только производили и продавали валенки, но и занимались делами более масштабными. Например, они смогли изменить маршрут прокладки железной дороги, идущей на север России. Из уст в уста передается кукморянами история о том, как братья, пообещав кучу денег и напоив «до чертиков» путейных строителей, уговорили их проложить железную трассу через Кукмор, отойдя от основного маршрута на несколько сотен километров и лишив тем самым железнодорожного сообщения крупные города. Путейщики дорогу построили, но обещанных денег не получили, за что и отомстили хитрым братьям. Железнодорожную станцию они построили на самом высоком холме, и добраться до нее стоило больших усилий, особенно повозкам с лошадьми, везущими товары фабрикантов.


Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. открылся интернет магазин Kukmara где валенки можно приобрести почтой

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*