ХОЧЕШЬ ТВОРИТЬ? ВЕРТИСЬ!





Untitled Document

«К сожалению, сегодня процентов на 60-70 мы работаем на кассу», – признался нам главный режиссер Набережночелнинского государственного театра кукол Игорь Клюев. Надо сказать, что этой фразой сейчас никого не удивишь. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики, театры прежде всего должны думать о заработке, а уж только потом об искусстве. Как говорил герой чеховской «Чайки» учитель Медведенко: «Есть и пить надо? Чаю и сахару надо? Табаку надо? Вот тут и вертись».

 

И театр кукол вертится, как может. Чтобы заработать, регулярно выезжает в школы, лагеря и детские сады, у которых за деньги арендует непригодные для спектаклей площадки. Постоянно играя в таких условиях, неизбежно возникает опасность актерской халтуры, утрачивания навыков. «Мы, конечно, рады играть у себя, но детей к нам возить не хотят», – заметил режиссер. На выходных, когда спектакли идут в самом театре, когда от обилия детворы не протолкнуться, театру, несомненно, легче держать профессиональный уровень. И в единственный в Закамском регионе театр кукол постоянно едут зрители из Елабуги, Мензелинска, Нижнекамска и других близлежащих городов. Правда, когда дети приезжают и видят перед собой не красивый театр, а потертое школьное здание…

В помещении бывшей 30-й школы по адресу 18/09 театр квартирует с 1988 года. Квартирует вместе со спортшколой, школой УПК и станцией юных натуралистов. И все 20 лет мечтает обрести свой собственный дом. Узкое фойе, небольшой зальчик со скамейками вместо кресел явно не способны вместить всех желающих. «Здесь невозможно ни играть, ни репетировать», – говорят артисты. Чуть менее категоричен главный режиссер: «Нас, конечно, сдерживает площадка. Есть давняя мечта поставить спектакль, в котором актеры прыгают на батутах. Но у нас высота сцены 3 м 20 см. Постоянно не хватает мест в зале, нет места для складирования декораций, нужен отдельный служебный вход. Вообще, разговоры о здании для нас ходят давно. Мы стоим в очереди в Министерстве культуры РТ, но сейчас идет строительство Казанского театра кукол и до нас доберутся не скоро. Город тоже не может помочь. Я встречался с мэром, и он сказал, что реконструкция обойдется в 50 миллионов, а новое здание – в 500. К тому же сегодня городу необходимы несколько не менее важных объектов».

 

К сожалению, на сегодняшний день весь репертуар кукольников
состоит только из детских спектаклей

 

Несмотря на такие условия работы, театр продолжает радовать зрителей. Я сам побывал на нескольких спектаклях и стал свидетелем того, с какой предельной самоотдачей работают артисты, какой живой отклик они получают в зале. К сожалению, на сегодняшний день весь репертуар кукольников состоит только из детских спектаклей. Из-за нехватки артистов, особенно мужчин, театр не может играть спектакли для взрослых. Сейчас на полке лежат «Старик и волчица», «Два пуделя», «Энтерпрайз» и другие работы. Театр кукол взвалил на себя миссию детского театра. Хотя в других городах те же кукольные театры, ТЮЗы имеют репертуар и для взрослых. По словам того же Игоря Клюева, артистам трудно расти только на «колобках».

В штате всего девять артистов, хотя должно быть 20. Люди уходят, а заменить их некем. Актеры из других городов рады бы приехать в театр, да жить негде. У города нет возможности ни общежития дать, ни тем более квартиры. Попытки вырастить своих заканчиваются тем, что ребята, получив навыки, уезжают в другие, более крупные города. В этом году ситуацию пытаются исправить за счет специального набора в Казанском театральном училище. Но в театре сильно сомневаются, что выпускники по завершении обучения приедут работать в Набережные Челны. К тому же зарплаты у актеров скромные – 3-5 тысяч рублей. И это при том, что многие из них работают в театре еще кем-то – кто машинистом сцены, кто зав-труппой, кто педагогом-организатором.

Никаких особых льгот у артистов нет, а с социальной ипотекой есть свои сложности. «В принципе, у нас всех с жильем в порядке», – поделилась актриса театра Галина Кузнецова. – «Но есть одна актриса, которая 14 лет работает в театре и все это время живет с ребенком в общежитии. Там постоянные проблемы с отоплением, газом. В очереди на ипотеку она стоит, но что толку – у нее нет первоначального капитала. У нее оклад 4 тысячи рублей и нет ничего, что можно было бы продать».

 

ПОД ЗАНАВЕС
Что же такое театр? Зачем он нужен? На эти, казалось бы, простые вопросы актеры, режиссеры отвечают всю жизнь. Вот и Игорь Клюев говорит: «Я не знаю. Помню, когда мы учились на втором курсе, показывали длинный спектакль и, когда в конце его вышли с финальной песней, то увидели, что все зрители плакали. Вместе с ними плакали и мы. Это такое удовольствие – чувствовать контакт, единение с залом. Наверно, для этого и работаешь». К этому нечего добавить, кроме одного. Так не хочется, чтобы через несколько лет у челнинцев возник вопрос: «А куда вести нам своих детей?»

Но актеры не унывают – есть у театра и свои маленькие радости. Например, недавно, после семилетних мытарств с документами, та же Галина Кузнецова получила звание заслуженной артистки РТ, что открыло перед театром новые возможности, подняло его престиж. Наших кукольников хорошо знают за пределами города. Сегодня они уже сами выбирают, на какой фестиваль ехать, от предложений нет отбоя. Абакан, Оренбург, Нижний Новгород, Пермь – везде челнинцы оставляют хорошее впечатление. Всего же актеры за год бывают на трех-четырех фестивалях.

Вообще в театре с оптимизмом смотрят в будущее и уже готовятся к новому сезону, который станет для кукольников юбилейным,
20-м. Гвоздем сезона обещает стать фестиваль с участием друзей театра – коллективов из Чебоксар, Ульяновска, Самары, Оренбурга, Абакана, Казахстана и других городов и регионов. Рассчитывая на поддержку города, театр сам копит деньги, чтобы фестиваль все-таки состоялся.

Никита КОБЕЛЕВ


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*