Деревня Верхние Мандроги, расположенная в 270 км от Санкт-Петербурга, в межозерье Ладоги и Онеги, на левом берегу реки Свирь, некогда была очень известна на Руси. В стародавние времена ее основали лесные язычники – вепсы. Позже по Свири пролегал знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», здесь селились новгородские свободные люди. В XVIII веке по указу Петра в эти места были завезены корабелы и плотники для строительства молодого российского флота. Но затем селение было разрушено и опустело. Восстановили его на историческом месте менее 10 лет назад. Но за столь короткую новейшую историю Верхние Мандроги уже успели заслужить славу одного из самых интересных туристических маршрутов. О своих впечатлениях о «погружении в XIX век» нам рассказал челнинец Александр Владимиров. | ||
|
||
Сказка в Верхних Мандрогах воплотилась в деревянных скульптурах
|
||
Что ни дом, то – музей |
||
После высадки на берег туристов ждет обед: под навесами подают шашлыки, плов, пироги с ягодами. Вкусно, конечно. Во время трапезы клиентов развлекают песняры, скоморохи, гармонисты… Играют они, честно говоря, здорово. Но когда к туристам вышел гусляр, это было вовсе нечто. Все забыли и про еду, и про окружающую природу – он буквально потряс всю нашу группу. Все здания в Верхних Мандрогах деревянные, но это не мазанки, какие можно увидеть в любом дачном поселке. Скорее наоборот, все дома – примерные образчики русского народного зодчества с резьбой, коньками, ставенками и так далее. По большому счету, Верхние Мандроги – это целый комплекс музеев, имеющих отношение к творчеству русичей. Но, как правило, экспонаты в этих музеях можно не только трогать, но и купить. А кое-какие можно даже и самому сделать. Например, в ремесленной слободе можно воочию увидеть весь процесс создания знаменитых русских матрешек – от вытачивания из куска дерева до росписи. Или же понаблюдать за работой ткачих, кружевниц, стеклодува. Что интересно, все мастера работают на оборудовании, аналогичном тому, что существовало 150-200 лет назад. Но при этом умудряются делать настоящие шедевры. Продаются их изделия прямо тут же – в слободе. Цены, кстати, во всей деревне указаны в евро. Хотя принимают в качестве оплаты и рубли – по курсу. Сувениры довольно дорогие. Например, матрешки – пять штук – обойдутся покупателю почти в 1000 рублей. Но красота, конечно, необычайная.
За отдельную плату можно и самому раскрасить матрешку или, например, деревянную шкатулку. Конечно, под руководством мастера. Кстати, Верхние Мандроги дважды посещал президент России Владимир Путин. Он тоже не отказал себе в удовольствии прикоснуться |
||
Есть в деревне и свой алкоголик. Ненастоящий. И живет он, конечно, в музее водки. Такого обилия непочатых бутылок с 40-градусной я, честно говоря, никогда и нигде прежде не видел. Да и вряд ли увижу в будущем. Образцов водки здесь тысячи! А еще тут десятки самогонных аппаратов и прочего оборудования, которое в старину использовалось для приготовления горячительного. Но что самое интересное, экспонаты для этого музея никто не собирает. Посетители со всего мира сами (!) привозят сюда образцы. А еще в этом музее проводится дегустация настоящей анисовой самогонки, приготовленной по царским рецептам. Ее очень уважал Иван Грозный. Первую рюмочку в 50 г наливают в обмен на билет в музей. Повторную – уже за дополнительные 150 рублей. Можно и с собой бутылочку прикупить почти за 1500 целковых. Водка просто изумительная – без запаха, мягкая… Подумал бы, что вода, если бы не крепость в 70 градусов. Вообще, конечно, сервис в Верхних Мандрогах очень интересный. Кроме обычных туристических экскурсий, здесь предлагают и охоту, и рыбалку, и пикник на природе со стрельбой по тарелочкам из ружья или арбалета. Да можно и просто покататься на русской тройке. Цены, как я уже упоминал, серьезные. Но полученное при этом удовольствие вряд ли можно измерить рублями. Кстати, в последнее время стала очень популярной такая услуга, как «жизнь в XIX веке». Семья поселяется в обычный деревенский дом и словно перемещается на 150 лет назад. Здесь нет не только телевизора и компьютера, но даже электричества – лишь лучина или лампада. При этом клиентов облачают в старорусскую одежду, и жить они должны по существовавшему тогда распорядку дня со всеми его «прелестями»: подъемом в 6 часов, утренней дойкой коровы, чисткой крыльца от снега или опавших листьев, топкой печи, пилкой-колкой дров и так далее. В общем, условия таковы, что больше одних суток никто (!) не выдерживает. Тяжела все-таки деревенская жизнь. |
||
Путешествие |
||
А недавно вокруг этого Лукоморья стали создавать зверинец. Пока в нем живности не очень много – зайцы, козы, разные виды птиц. Самый интересный, конечно, черный, как смоль, ворон. Вообще-то ему всего год, но он уже такой большой – настоящий воронище. Обжора еще тот: постоянно пристает к туристам, нагло треплет их за одежду и требует пищу. Очень любит копаться в полиэтиленовых пакетах. В общем, покоя не дает ни туристам, ни сотрудникам зверинца, которые только и следят, чтобы он не слопал что-нибудь неподходящее. Сергей КУДРЯВЦЕВ. |