Катастрофичная ситуация сложилась на рынке производства и реализации цемента, утверждают строители. В минувшую среду в ОАО «ЗЯБ» собрались руководители предприятий из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл и Ульяновской области – члены Волго-Вятской ассоциации производителей ЖБИ. Обсуждали извечный вопрос: что делать? |
|
ОАО «ЗЯБ» пошло по пути технического перевооружения,
что позволяет снизить потребность в цементе на 22% |
«Стыдно!» У журналиста «Недели», честно признаться, осталось впечатление, что члены вышеназванной ассоциации не слишком доверяют друг другу. Например, в своем выступлении президент организации Юсуп Батдалов привел такой пример. Недавно ассоциация организовала в Казани переговоры представителей Минтранса РФ с генеральными директорами трех заводов ЖБИ республики. Один из этих руководителей в присутствии московских гостей раскритиковал Юсупа Батдалова: «Уж больно запущенный у вас офис! Давно пора ремонт сделать, стыдно же сюда людей приглашать!» Президент ассоциации предложил оплатить ремонт, на что гендиректор тут же согласился. Когда представители министерства уехали, критикан отказался от своих слов и ни копейки не дал. А когда приехали в Москву, первым делом спросили: «Офис отремонтировали?» Услышав ответ, заявили: «Если они свою ассоциацию обманули, как же нам им верить? Нет, с такими людьми мы дела иметь не будем». В итоге заказ на несколько миллиардов «уплыл» в другой регион.
Главная проблема – взаимное недоверие руководителей заводов, считает Юсуп Батдалов. Два года назад он предлагал консолидировать средства и купить контрольный пакет одного из цементных заводов. Тогда еще цены были приемлемыми. Это не только гарантировало бы стабильные поставки цемента, но и доход от реализации возвращался бы владельцам завода. К сожалению, данное предложение не получило поддержки. «Если не научимся доверять друг другу, мы никогда не сможем нормально работать», – заявил президент ассоциации. Его поддержал генеральный директор ОАО «ЗЯБ» Валерий Песков: «Нам тяжело в одиночку бороться. Попытались в течение двух месяцев не брать продукцию «Евроцемента», но ни к чему хорошему это ни привело. Обращались за помощью к другим членам нашей ассоциации, но никто нас не поддержал. Если бы мы вовремя объединились и перестали бы покупать цемент, сегодняшней ситуации не было бы». А ситуация такова, что производители ЖБИ сегодня практически сидят на голодном пайке. После того, как антимонопольный комитет оштрафовал «Евроцемент» за необоснованное повышение цен, эта компания организовала торги через Московскую фондовую биржу, что привело к двукратному увеличению цен. А с начала лета цена на цемент взлетела еще в два раза! Но его все равно всем не хватает: на рынке спроса намного больше, чем предложения.
– Премьер-министр республики дал поручение проработать все варианты решения вопроса, – проинформировал заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Андрей Ясько. – Мы глубоко изучили вопрос строительства цементного завода на территории республики, но ситуация достаточно пессимистичная. Наши месторождения маломощные и разрозненные. Инвесторов отечественных и зарубежных много, но, узнав наши запасы, все отказываются. Что касается централизованных закупок цемента в больших объемах, то сейчас этот вопрос прорабатывается с директором государственного жилищного фонда при президенте РТ Талгатом Абдуллиным. Думаю, решение будет найдено. Свое решение, которое отчасти снимает остроту проблемы, нашли в ОАО «ЗЯБ». Здесь пошли по пути технического перевооружения и применения новых технологий, что позволяет снизить потребность в цементе на 22%. В итоге уменьшается себестоимость продукции и, как следствие, стоимость жилья на рынке. Однако, по мнению Валерия Пескова, главное слово должно быть за государством: «В 1997 году в Финляндии цемент тоже производился единственным предприятием. Но после того, как страна вступила в Евросоюз, по антимонопольному закону заводы разделили на три компании. Поэтому сегодня в Финляндии цемент стоит в два раза дешевле, чем в России. А мы вынуждены обращаться в банки, брать кредиты и организовывать импорт», – заметил гендиректор ОАО «ЗЯБ». Равиль САБИРОВ.
|