«ЧЕРЕЗ ЛЕТЕЙСКИ ВОДЫ…»

Untitled Document

Так называется книга, которая издана в рамках празднования тысячелетия Елабуги. В ней впервые опубликованы материалы и документы из частного собрания доктора филологических наук, профессора, члена Союза российских писателей Вячеслава Головко, освещающие события последних дней великой русской поэтессы Марины Цветаевой.

 

31 августа 1941 года в Елабуге оборвалась жизнь поэтессы Марины Цветаевой. Ежегодно в эту трагическую дату в тысячелетнем городе отмечается День ее памяти. В старинном Покровском соборе идет поминальная служба, возлагаются цветы на могилу Марины Ивановны, которая похоронена на Петропавловском кладбище. Знатоки и почитатели ее поэзии проводят литературный вечер, где читают стихи. Так было и в этом году.

В последнее время в Елабуге сделано очень много для увековечения памяти поэтессы. Создан целый мемориальный комплекс, куда входят литературный музей, памятник, библиотека Серебряного века, дом памяти, где поэтесса, не выдержав испытаний судьбы, добровольно ушла из жизни. Раз в два года в Елабуге проходят Международные цветаевские чтения, в которых участвуют знатоки и исследователи ее творчества со всего мира. В этом году Елабужский историко-архитектурный музей-заповедник сделал для почитателей поэтессы настоящий подарок, выпустив в свет книгу «Через Летейски воды…».

 

В ней в воспоминаниях, письмах и документах отражены последние 10 дней жизни Марины Цветаевой. Основу этого архива составили материалы, собранные Вячеславом Головко в конце 60 и начале 70-х годов прошлого века, когда он работал преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы Елабужского пединститута. Молодой литературовед развернул тогда активную деятельность по поиску документальных источников и достоверных сведений о последних днях Цветаевой, пытался определить место ее погребения, составил план дома Бродельщиковых, в котором поэтесса нашла свой последний приют, описал его интерьер. Он систематизировал всю информацию, почерпнутую из воспоминаний очевидцев этого трагического события, хозяев елабужского дома, ставших невольными свидетелями гибели Марины Цветаевой.

Головко дважды записал на магнитофонную ленту рассказ хозяйки дома А. И. Бродельщиковой, был лично знаком и вел переписку с дочерью и сестрой Марины Цветаевой. Все эти материалы сегодня позволяют прояснить атмосферу последних дней августа 1941 года, понять, почему Цветаевой не суждено было «загоститься на российской земле». В частности Головко пишет: «Общаясь постоянно на протяжении четырех лет с Бродельщиковыми, я установил, что они, находясь под контролем КГБ, выработали стандартный текст «воспоминаний», а когда отступали от него, то часто противоречили сами себе. Всякий раз, например, А. И. Бродельщикова говорила, что дверь в сени, где она обнаружила 31 августа М. И. Цветаеву в затянутой петле, была закреплена веревками изнутри. А однажды, в более доверительной беседе, она сказала правду: «Дверь была приоткрыта…» Немаловажная деталь для сомневающихся в самоубийстве поэтессы… Она о многом может сказать при тщательном анализе документов, в том числе архивов НКВД 1941 года».

 

Дом памяти Марины Цветаевой

 

В книге публикуются «Домовая книга» Бродельщиковых, фотография их дома, сделанная в 1966 году, их воспоминания, письмо поэта Виктора Бокова, который вместе с Борисом Пастернаком провожал Марину Цветаеву и ее сына Георгия в эвакуацию. Эти и многие другие документы, наконец, стали достоянием исследователей биографии поэтессы. Когда знакомишься с ними, рождается чувство сострадания, понимания того, в каком душевном одиночестве и на грани отчаяния она была. Больно и все так непоправимо…

До сих пор не раскрыта и тайна места погребения Марины Цветаевой. Ее похоронили 2 сентября 1941 года на средства горсовета. Но могила ее затерялась. Удивительно, гибель поэтессы елабужане не запомнили. Дело, видимо, в том, что в те тяжелые дни августа 41-го помыслы людей были заняты совсем другим – война принимала более грозный облик, каждый день проводы на фронт, первые похоронки… Исследования Вячеслава Головко показывают, что достоверно неизвестно и то, кто провожал похоронный процесс. Не только Головко, но и другие елабужские краеведы расспросили многих, однако никто точных сведений дать не смог. Все, кто делился воспоминаниями, описывали их по-разному. Существует версия, что хоронили Марину Цветаеву работники НКВД.

 

Зовет «Цветаевский костер»
Август и сентябрь – самые «цветаевские» месяцы в году. Во многих городах России в первую субботу сентября проводятся «Цветаевские костры», где на фоне живого огня читаются стихи, поются романсы. Впервые такой костер был зажжен в 1986 году в Тарусе, на родине предков Марины Цветаевой. Инициатором этой акции стал цветаевед Александр Ханаков. В этом году почитатели творчества поэтессы соберутся в Тарусе уже в 23-й раз.
В Набережных Челнах свой «Цветаевский костер» запылал четыре года назад. Он проводится возле освященного «Цветаевского камня» на берегу реки Челнинки, что за храмом Серафима Саров-ского в поселке ЗЯБ. Инициатором проведения традиционных цветаевских праздников поэзии в нашем городе стал поэт Мансур Сафин. В этом году «Цветаевский костер» у нас зажжется 8 сентября в 16 часов и будет посвящен 115-летию со дня рождения Марины Цветаевой и 113-летию со дня рождения ее сестры Анастасии Цветаевой. В нем примут участие поэты Набережных Челнов, Нижнекамска, Менделеевска, Елабуги, Мамадыша.

Крест на месте условной могилы Марины Цветаевой был установлен ее сестрой Анастасией Цветаевой в октябре 1960 года в правой стороне кладбища, среди безвестных могил 1941 года, около сосны с раздвоенным стволом. Вячеслав Головко пишет, что Анастасия Ивановна выбрала это место потому, что, находясь в многолетней ссылке в Новосибирской области, она обратила внимание на могилу неизвестной женщины около сосны с раздвоенным стволом. Она восприняла это дерево «как образ-символ святой, преждевременно оборвавшейся жизни, непреходящей скорби, несправедливо отторгнутой от людей живой радости и счастья – женского, человеческого». К сожалению, раздвоенной сосны ныне уже не существует…
В 1970 году по решению Татарского отделения Союза писателей СССР началось сооружение надгробия, на котором было указано, что это место является символической могилой Марины Цветаевой. В 1990-е годы в связи с ростом популярности Марины Цветаевой как в России, так и за рубежом, в Елабуге активизировались поиски места погребения поэтессы. Возникло несколько версий, в результате чего в настоящее время указывается три таких места: там, где Анастасия Цветаева установила крест, через одну могилу от места захоронения Е. И. Матвеевой и около стены в правой стороне кладбища.

В книге «Через Летейски воды…» напечатаны строки, с которыми невозможно не согласиться:


Елабуга, Елабуга –
печальная страна,
Потерянная, слабая,
погибла здесь Она.
Ее душа несладкая –
возвышенная честь.
Дорогой шла негладкою
И заблудилась здесь.

Илиса ГАНЕЕВА.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*