Ежегодно в адрес городских властей поступают тысячи писем от челнинцев. На что жалуются, о чем просят люди – об этом хорошо знает начальник отдела писем и приема граждан исполкома города София Басырова: | ||
|
||
Как показывает статистика, самая актуальная для Челнов – жилищная проблема |
||
– Начну с того, что право россиян напрямую обратиться к первым лицам государства имеет 500-летнюю историю. Оно зародилось еще в XV веке, когда люди получили возможность написать челобитную самому государю. При Петре Первом была должность генерала – рекетмейстра, на которого возлагалась обязанность приема жалоб от населения. С обращениями граждан мы долгие годы работали по закону, принятому еще в советское время. В 2003 году был утвержден закон Республики Татарстан, а с ноября прошлого года вступил в силу уже федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Он не сильно отличается от республиканского. По новому закону на устное обращение надо обязательно предоставить письменный ответ. Письма разрешается регистрировать в течение трех дней, но мы это делаем в день их поступления. За это время уточняются недостающие данные, иногда нужен перевод. Кстати, мы отвечаем на том языке, на каком обращение написано. Специалисты нашего отдела, многие руководители исполкома владеют и татарским и русским языками. Семь дней дается на разбирательство обращения по компетенции. Что это означает? Личное письмо обычно составляется спонтанно. Какая «болячка» у человека назрела, о том он и пишет. Приходится «пробиваться» через эмоции, чтобы выяснить, какому специалисту направить этого человека или его письмо. Обращения граждан должны рассматриваться в течение месяца. Иногда приходится выезжать на место с проверками изложенных фактов, запрашивать дополнительные документы. И для составления ответа отведенного времени не хватает. Тогда закон позволяет продлить срок рассмотрения до двух месяцев, но не более. |
||
– Много ли писем вы получаете, на что жалуются челнинцы? – По итогам прошлого года на имя руководителя исполкома поступило 2637 обращений, а заявителей оказалось 10220, поскольку многие письма коллективные. На личном приеме у мэра города побывали 52 человека, у руководителя исполкома – 56. Его заместители приняли 1007 человек, начальники управлений – 2867. Некоторые люди напрямую обращаются в республиканские структуры. В прошлом году аппарат президента РТ направил для рассмотрения 274 обращения челнинцев, Госсовет – 17, Кабинет Министров –236. Надо сказать, наш президент уделяет серьезное внимание работе с обращениями граждан. В его аппарате с письмами занимается сейчас не отдел, а целое управление. В целом, количество обращений остается примерно на одном уровне, но меняется их характер. Люди стали писать не только о личных проблемах, все больше деловых предложений. Пишут о том, как они видят дальнейшее развитие Набережных Челнов, высказывают свое мнение по тем или иным городским программам. Возросла социальная активность людей, они широко мыслят, анализируют. Поэтому стало больше писем, где обсуждается и предлагается широкий спектр тем. Есть, конечно, и личные жалобы и просьбы. Они и определяют самые болевые точки в жизни города.
Как показывает статистика, самой актуальной для Челнов остается жилищная проблема. По вопросам распределения жилья обратились 554 человека – это 36,7% из общего числа заявителей. Это постановка в очередь на распределение жилья, приватизация комнат в общежитиях, предоставление жилья участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. На втором месте по количеству обращений – вопросы ЖКХ. Таких было 238 – это 15,8% от общего количества заявителей. Челнинцев в основном беспокоят вопросы ремонта кровли, капитальный ремонт в подъездах. 172 обращения (11,4%) были по вопросам соцобеспечения – это проволочки в начислении пенсий, монетизация социальных гарантий. Выдача пенсий через службу доставки вызвала всплеск обращений пенсионеров. |
||
|
||
– Какие слои населения чаще обращаются за поддержкой? – Нетрудно догадаться, что наибольшую активность проявляет более социально незащищенная часть, то есть наши пенсионеры. Среди авторов обращений их 15,3%. 10% – это служащие и интеллигенция. Много инвалидов, участников войны, тружеников тыла, многодетных семей. Пишут одинокие матери, воины-интернационалисты, рабочие, предприниматели, домохозяйки, безработные, даже школьники. Дети у нас сейчас очень смелые.
– По итогам прошлого года вопросы по 185 обращениям решены положительно. По 1323 даны разъяснения, некоторые предложения приняты к сведению. Многие приходят просто за советом в трудную минуту жизни. Мы оказываем им моральную помощь, консультируем, подсказываем пути решения их проблем. Есть обращения разного характера. Например, один челнинец давно поднимает вопрос о создании приюта для бездомных собак. Но в бюджете города на это денег нет. Объясняем ему, что при появлении частных инвесторов окажем всяческое содействие в организации этого приюта. |