Еще неделя, и все будет кончено. Надеюсь, навсегда. Заканчивается шестой месяц, как я работаю на американском круизном лайнере в департаменте уборки. Что это было: потеря времени или приобретение жизненного опыта, который, как известно, не купишь ни за какие деньги? | ||
«Если вы молоды и целеустремленны, если вы хотите зарабатывать деньги, путешествуя, и если вы жить не можете без встреч с новыми людьми, тогда эта работа для вас!» – объявление примерно такого содержания челнинская журналистка Мария Конева увидела в своем университете. Одна из городских фирм активно набирала людей в «самую популярную круизную компанию в мире», где через полгода после прочтения объявления Маше и предстояло работать. |
||
|
||
В этой униформе |
||
Взгляд изнутри С первого взгляда на корабле все очень прилично. Все – не только работники, но и начальство – проходят курсы по гостеприимству. Улыбаться и здороваться предполагается не только с гостями, но и со всем персоналом в целом. На корабле царит дружба народов. Люди из 80 стран находят общий язык. Но первое впечатление оказывается обманчивым. «Свежее мясо» – так называют между собой вновь прибывших те, кто на корабле плавает уже не первый год. Говорить своим подчиненным «shut up» – «заткнись!» – некоторые супервайзеры считают в порядке вещей. Ежедневный крик для них – это норма. К примеру, мне понадобилось недели три на воспитание своего супервайзера. В результате иногда у него стали случаться «приступы вежливости». Слова «спасибо» и «пожалуйста» стали постепенно входить в его лексикон. Ну а когда он бывал в очень хорошем настроении, то фамильярно называл меня «душечкой». Нормальным было для него пошутить на утреннем собрании: «Ребята, если вы не видите Марию на рабочем месте, проверьте, может, она загорает на топлесс-палубе». Парню 32 года, индонезиец. В своей стране, говорит, 10 лет работал в гостиничном бизнесе. Имеет диплом с сомнительной специализацией «санобработка». Дипломированный специалист оказался в состоянии отличить хлорку от мыльного раствора, что, видать, и давало ему право говорить своим подчиненным «shut up». Постоянно идет моральный прессинг. Ежедневные утренние встречи супервайзера со своими подчиненными начинаются с рассказа о том, кто в доме хозяин. Потом обсуждается вопрос: «Кто виноват?» (кто и в чем – находят очень быстро) и в последнюю очередь «Что делать?» Чтобы не попадать в категорию «кто виноват?» желательно знать ровно две фразы: «Да, сэр» или «Да, мэм». «Да, сэр, виноват, сэр, исправлюсь, сэр, дайте мне побольше работы, сэр!» Это пароль для тех, кто хочет получить продвижение по службе и начать наконец зарабатывать примерно ту сумму, которую радостно озвучивали челнинские агенты. Правда, они умолчали о том, что за эти деньги всем – и парням и девушкам – придется разгружать чемоданы гостей. На корабле нет разделения на мужской и женский пол. Есть номера. Люди-номера. Ну а если после увиденного уже не хочется никакого продвижения, а охота только сменить этот департамент (что тоже радостно говорили в Набережных Челнах), то тут человека ждет сюрприз. «Не рекомендую», – написал глава департамента в заявлении моей подруге, когда она пыталась поменять нашу плантацию на казино, где, кстати, у нее четырехлетний опыт работы. Хорошо выразил все, что происходит в департаменте уборки на корабле, один парень. У Вадима с Украины третий контракт, он как-то сказал: «Маша, это тюрьма, и нам надо выжить»! Выживать мне как-то не хотелось, я предпочла бы жить. |
||
Поехали! Переквалифицироваться из журналиста в уборщицы меня заставила не только любовь к деньгам, как это ни банально, но и неутомимая жажда приключений. Опыт работы в Америке у меня был, но я и не предполагала, насколько сильно работа на корабле отличается от работы на суше – там другие правила игры. А «добрые» люди, которые за несколько сотен евро взялись отправить меня в страну моей мечты, сами смутно представляли, как же протекают будни работника, гордо именуемого отель-стюардессой! Хотя нет, они не поленились и распечатали целый список моих будущих обязанностей: содержать гостевую территорию и свою униформу в сверкающем виде в соответствии со стандартом. «Справимся!» – подумала я, когда менеджеры агентства назвали мне сумму, в шесть раз превышающую мою зарплату в Челнах. Вера в этот миф (ни в каких документах эта цифра никак не фигурировала) оказалась моей первой ошибкой. Агенты не скупились и радостно расписывали мне прелести будущей работы. «Это лишь начальная сумма, потом денег будет больше, вот только получишь промоушен, как на английском языке называется повышение в должности! |
||
При-е-ххх-али! Первый шок случился в первые же 30 минут нахождения на борту корабля. …При подписании соглашения с компанией мне бросился в глаза третий пункт, в котором черным по белому и очень жирным шрифтом была написана моя будущая зарплата. Она оказалась меньше обещанной в два раза. И это при 70-часовой рабочей неделе, когда на всей территории США свободные люди работают по 40 часов. Не менее интересным оказался и пункт первый. Согласно ему, моя должность может быть изменена в любое время и без предварительного уведомления. А также по первому требованию менеджмента я обязана покинуть судно и поехать, куда мне будет приказано. После третьего пункта такая новость даже не заслуживала комментария. «То ли еще будет»,– сказал один парень, который на кораблях в моем департаменте работает уже 6 лет. «Толиещебудет» не заставило себя ждать. |
||
Прозрение |
||
|
||
На этом корабле
Маша работала полгода |
||
Обещанный 10-часовой рабочий день на деле оказался 12-часовым. Подметание полов, чистка углов и вытирание пыли были разбиты ровно двумя перерывами по одному часу. После того, как один умный работник подал на компанию в суд за неоплачиваемую переработку, на всех кораблях ввели так называемый фан-тайм. Это машина, в которую ты вводишь свой идентификационный номер, когда приступаешь к обязанностям. Подобную процедуру каждый обязан проделать и по окончании рабочего времени. Таким образом, время поставлено под контроль, ведь по закону без перерыва работать больше шести часов запрещено. А два часа отдыха как раз и даются для того, чтобы работник не успел помереть от усталости. А она накапливается еще как! Интересно обстояло дело и с выходными. Никак не могла припомнить, чтобы в Челнах мне рассказывали про два выходных по пять часов каждые две недели. Пашешь себе, как папа Карло, всю неделю по 12 часов, на следующей неделе на тебе пять часов отдыха и через пару дней еще пять часов. За это время предлагалось хорошо отдохнуть. Спасибо и на том, что в нашем департаменте выходной давали в портах. Правда, постоянно приходилось решать вопрос: пойти поспать (а спать хочется постоянно), постирать или все-таки вспомнить, что ты вроде как свободный человек, и выйти на улицу. Соблазн велик: погулять по столице Багамских островов, позагорать на пляже в Мексике, заняться шоппинг-терапией в Майами. И только тебе кажется – ну ладно, подмету я 10 часов пол, желаемых и обещанных в Челнах денег, конечно, не получу, зато побываю в таа-кии-х местах, как работа преподносит все новые и новые сюрпризы. «Плантация», – думаешь ты, но уже крепко «сидишь» на таком образе жизни. Но вскоре впечатления от увиденного перестают перекрывать впечатления от департамента, и ты понимаешь – отсюда пора уезжать! |
||
Цена вопроса
Вернувшись в свой город, я позвонила в компанию, которая обеспечила мне такие веселые полгода, и попросила их найти мне что-нибудь не столь экстремальное. На что мне ответили: милочка, ни одна круизная компания мира не захочет больше с вами иметь никакого дела! «Что ж», – подумала я и пошла работать на телевидение. |