ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЯ – главные тренды Набережночелнинской ТЭЦ

Российская практика показывает: модное у нас в последнее время явление под названием «энергоресурсосбережение» рука об руку идет с таким, не менее актуальным, как «экология». Казалось бы, что между ними общего? И как одно помогает другому? И главное – какую выгоду от реализации этих мероприятий получает предприятие? Об этом на примере филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережночелнинская ТЭЦ «Неделе» рассказал начальник ПТО станции Владимир Егоров.

Сокращаем стоки…

– Проектом станции сточные воды разделяются на несколько видов: шламовые воды, ливневые воды и промышленные стоки (так называемые «хозфекальные»). Исторически так сложилось, что с момента строительства станции на выводах Набережночелнинской ТЭЦ проектом не предусматривалась установка расходомеров, и не было вообще ничего, что бы контролировало объемы сбрасываемых вод, – лишь проектная цифра 175 тысяч кубометров стоков ежемесячно. Из месяца в месяц, из года в год мы «закрывали» эти цифры.

Но несколько лет назад появилась идея экономить. Началось все с ливневых стоков. Тариф на них – 2,64 руб. за кубометр. Вроде бы сумма небольшая, но их очень много. Поэтому мы установили приборы учета на все ливневые стоки, и выяснилось: если, к примеру, в 2007 году у нас было более 9,5 млн. тонн ливневых стоков, через год стало 7 млн. тонн, то сейчас мы выходим на уровень порядка 4-5 млн. – снижение более чем в два раза!

Что дали нам приборы учета? Не только то, что мы стали «закрывать» наши объемы по реальному расходу. Главное, что, в режиме реального времени видя объемы расхода, мы проводим ряд организационных мероприятий, направленных на их снижение. Еще один наглядный пример: если в прошлые зимы ежечасно у нас были расходы более 1000 тонн воды (а иногда доходило до 1500 тонн), то нынешней этот показатель составил 300-400 тонн. Кстати, эта сфера оказалась весьма благодатной для рационализаторов. Только за год мы получили не менее 30 рацпредложений по сокращению ливневых стоков!

То же касается и промстоков. Благодаря установке приборов учета, вместо заявленных в проекте 175 тысяч тонн «хозфекалки», в месяц у нас получается 70-80 тысяч, максимум – 90. А ведь тариф на нее –
31 рубль за м3, это уже достаточно дорого. Теперь мы рассчитываемся с «Челныводоканалом» за тот объем, который действительно сливаем. В денежном эквиваленте ежегодно экономия составляет порядка 30 млн. рублей.

…снижаем жёсткость…

Хочу опять вернуться к ливневым стокам. На Набережночелнинской ТЭЦ работает система оборотного водоснабжения: холодная вода из градирен поступает в конденсаторы, охлаждает отработавший пар в турбинах, превращает его в воду и создает вакуум в турбине (чем глубже вакуум, тем более экономична работа турбин). Естественно, вода нагревается и возвращается опять на градирни, где поднимается, разбрызгивается, охлаждается… Получается замкнутый контур. Естественно, при испарении минерализация воды возрастает, а циркулируя в одном контуре, она становится все более и более жесткой. В результате вода заносит поверхности нагрева конденсаторов турбин: увеличиваются температурные напоры, вода хуже охлаждает пар, вакуум ухудшается – и, как следствие, ухудшается экономичность.

Простейший способ снизить жесткость, который раньше применялся на многих ТЭЦ, – больше «продуваться», или, говоря другими словами, сливать больше воды в канализацию и добавлять больше сырой камской. Однако с 2007 года мы начали вводить в циркуляционную воду реагент Актифос 640 для защиты от солеотложений. Эти компоненты связывают минеральные соли и не дают им возможности отложения на трубке конденсатора. Таким образом, температурные напоры у нас остаются прежними, и мы сокращаем «продувку» самих градирен.

Благодаря этому за год работы по произведенным замерам температурный напор на ТЭЦ снизился на 0,8 градуса, количество продувочных вод – на 327 тысяч тонн. Для нас это достаточно большая величина.

…уменьшаем недожёг…

Кроме того, мы устанавливаем датчики по химическому недожегу на котлах. Это делается для того, чтобы оказывать воздействие на температуру в топке, из-за которой и образуются окислы азота. Датчики, например, фиксируют: пошел небольшой недожег. Для нас это сигнал: подачу воздуха надо увеличить. А если, например, он упал – значит, надо немного снизить. Мы работаем по минимальному недожегу. В результате, если раньше коэффициент избытка воздуха у нас составлял
4-5%, то теперь – 2-3%.

В целом же это означает, что мы, во-первых, делаем меньше выбросов. Во-вторых, снижаем концентрацию окислов азота. В-третьих, увеличиваем КПД котлов – и, соответственно, сжигаем меньше топлива. В-четвертых, меньше загрязняем окружающую среду. Все взаимосвязано.

…и удаляем нефтепродукты

Что такое Набережночелнинская ТЭЦ? Это котлы, турбины, много насосов. А всяким вращающимся механизмам, как известно, необходимо масло, чтобы смазывать трущиеся детали. Но это масло, увы, имеет свойство «подпаривать» и даже капать. Естественно, рано или поздно оно проникает и в воду. Как поступать с ним потом? Конечно, сливать в канализацию вместе с водой, что мы и делали. В результате там образовывалась масляная пленка – и мы бесконечно откачивали эту воду, собирали, как нефтяники в Мексиканском заливе, нефтепродукты. Это была крайне непроизводительная вещь: люди отвлекались от основной работы и занимались механическим сбором масла.

Тем не менее, это было необходимо, потому что превышения по содержанию нефте-
продуктов чреваты серьезными штрафными санкциями: в соответствии с нормами, вода, которая к нам пришла, может лишь ненамного отличаться от той, которая ушла. Загрязнить ее мы можем совсем незначительно.

В 2008 году на ТЭЦ была внедрена установка «Радуга-500», которая методом напорной флотации удаляет нефтепродукты из воды, а чистая вода возвращается в цикл станции или сливается в канализацию. Работает установка в автоматическом режиме. Благодаря ей, только за год мы экономим порядка 65 тысяч тонн сырой воды. Снизились также и сбросы – теперь мы собираем приблизительно 0,27 тонны нефтепродуктов в год.

И всё это – во имя экологии!

В 2009 году Набережночелнинская ТЭЦ прошла сертификацию по Системе экологического менеджмента ИСО 14001. В принципе, она не является обязательной для нашей сферы деятельности. Но мы прошли ее, потому что это имидж компании. Теперь к нам ежегодно приезжают аудиторы и проверяют на соответствие нашего экологического менеджмента качества международным нормам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*