Принцесса цирка

Судьбе Лилии Элембаевой могут позавидовать многие девушки. Еще бы: с молодых лет – профессиональная сцена, зарубежные гастроли, внимание прессы, овации зрителей. Но не все знают – чтобы достичь признания, Лилии пришлось пройти трудный тернистый путь.

«Гуттаперчевая» девочка

Когда в 1979 году в Набережные Челны приехал цирк, Роза Элембаева из любопыт-
ства пошла на представление. Больше всего ей понравился номер с обручами, которые ловко крутила юная акробатка. Понравился настолько, что Роза подумала: «Вот бы девочку родить, и чтобы она у меня так же научилась с обручами управляться».

Видимо, это пожелание было услышано кем-то свыше – через два года, 11 ноября 81-го у Розы Идиятовны родилась дочь. Мало того, все кто видел маленькую Лилию, в один голос утверждали: «Какая она у вас гибкая. Совсем без костей что ли родилась? Да из нее веревки вить можно! Обязательно отдайте ее в гимнастки…»

Так мечта мамы начала осуществляться. Но более реальное воплощение она обрела, когда Роза прочитала в газете объявление о наборе детишек в цирковую студию при ДК «Автозаводец». Лилии тогда было четыре с половиной года, а принимали с пяти, однако Элембаева все же решила рискнуть. И правильно сделала! Руководителя студии не смутил возраст ребенка, и необычайная гибкость Лилии не осталась незамеченной. Наступили дни постоянных занятий, тренировок, репетиций.

Артистка первой категории

Юная циркачка продолжала совершенствовать свое мастерство. И настолько приглянулась руководству города, что стала стипендиаткой фонда культуры мэрии. Заметили ее и на отборе группы одаренных детей для выступления на Международном детском благотворительном фестивале в Питсбурге. Номер с хула-хупами включили в программу Российского детского цирка, с ним Элембаева и оказалась в мае 96-го на американском континенте. Возвращению с фестиваля сопутствовало благодарственное письмо.

В 15 лет по протекции чиновников из мэрии Лилию приняли на работу в концерт-
но-творческое объединение «Чаллы» артисткой цирка первой категории. С окладом в 383 тысячи рублей. Не тряситесь от зависти – это ставка на февраль 1998 года…

Покорение столицы

Учебу, однако, нужно было продолжать. Окончив экстерном 11-й класс, Лилия в сопровождении мамы отправилась в Москву, поступать в Государственное училище циркового и эстрадного искусства им.
М. Н. Румянцева-Карандаша (ГУЦЭИ).

Абитуриентов селили в общежитие бесплатно. Едва обустроившись, Элембаевы пошли сдавать документы. Их встретили холодным душем: «Во-первых, почему вы приехали без предупреждения, к нам задолго записываются. Во-вторых, у вас не хватает двух весьма важных справок. Мы вообще не имеем права принимать ваши документы». Но, оглядев Лилию с ног до головы, секретарь приемной комиссии смягчилась: «Девочка многообещающего вида. Пусть готовится к первому туру, а вы, мамаша, быстренько езжайте домой и привезите недостающие бумаги».

Челнинскую «гуттаперчевую девочку» приняли. Жизнь в общежитии в двухместной комнате, куда, бывало, заглядывали и крысы – сами понимаете, не сахар. Стипендия – 48 рублей в месяц. «Колбаска, паштет, батон, молоко – и неделю живешь», – вспоминает Лилия. Мама, конечно, помогала, навещая дочку как минимум два раза в год. В каникулы Лилия по возможности ездила на гаст-
роли: города России, Тунис, Италия…

Трудный выбор

Отучившись в ГУЦЭИ четыре года, Элембаева получила диплом и задумалась: а что же дальше? Перспектива работать под крылом Росгосцирка не прельщала – куда пошлют на гастроли, туда и едешь. Что соберешь за выступление, то и твое, за исключением 40%, которые уходили начальству. Из этой кабалы пытались вырваться все, кто мог, и Лилии, понятное дело, туда не хотелось.

Подвернулась пятинедельная работа в Южной Корее – вместо одной девочки, которая не смогла поехать на гастроли. А затем повезло: импресарио выслал фото нескольких девушек (в том числе и Лилино) в адрес итальянского цирка-шапито «Америкэн». Девушки понравились, их пригласили. Правда, работа была не совсем по профилю – танцевать в балете, но Элембаеву это не смутило.

Американец – только клоун!

«Америкэн» – это огромный цирк-шапито на три манежа, постоянно гастролирующий по Италии и смежным странам. Программа построена в основном на животных (одних слонов в этом цирке двенадцать!). Основной костяк – итальянская семья Тони, у членов которой все ключевые посты и роли. Самое смешное, что в цирке «Америкэн» всего один американец – клоун Эндрю.

Платили в евро. Лилия получала около 1200 в месяц. Эти деньги уходили в основном на еду, сувениры, музеи и телефонную связь с домом. За полтора года удалось побывать в Словении, Бельгии, на фестивале в Гренобле…Жесткий гастрольный график не оставлял времени любоваться красотами европейских городов, а отпуск можно было получить только через полтора года, по окончании контракта. Как призналась Лилия, все это напоминало ей фильм «День сурка» – раз за разом одно и то же.

Некое разнообразие появилось тогда, когда Флавио Тони, сын основателя Эниса Тони, предложил Элембаевой трюк, который раньше исполняла его жена. В конце номера со слонами Лилия, стоя на руках на голове одного из них, совершает круг по арене. Сначала девушка делала этот номер с лонжей (специальным страховочным тросиком), но потом, пообвыкнув, отказалась от страховки

Жизнь по режиму

Жилье рядовых артистов «Америкэн» нельзя было назвать комфортным. Представьте себе сцепку из двух автовагончиков, каждый из которых в свою очередь разделен на четыре помещения размером 2х3 метра, имеющих отдельный вход. В семи из этих клетушек живут люди – по два человека. В восьмой – душ и туалет.
В жилой кабинке только двухъярусная кровать, откидной столик, шкафчик и раковина. Правда, девушки умудрялись впихивать в помещение небольшие холодильники, купленные за свой счет, телевизоры, видео и DVD (нужно же было чем-то скрашивать редкие минуты отдыха).

Обычно день проходил по следующему распорядку. Подъем, легкий завтрак. С 11 до 12 дня – репетиция, затем обед. После обеда – час на макияж. В два пополудни Лилия уже должна быть на подиуме бара, танцевать в небольшом шоу с участием клоуна Эндрю. Это такая «замануха» на основное представление, которое начинается в три и длится более двух с половиной часов. А в шесть – еще одно такое продолжительное представление.

Однако в этой суматохе Лилия не забывала о родных. В декабре 2003-го года она прислала маме кругленькую сумму в евро, на которую та купила путевку в Италию. Роза Идиятовна посетила Венецию, Флоренцию, Пизу и встретилась с дочерью в Риме, где посмотрела два ее выступления.

Как Папа её благословил

Рим – это не только Капитолий, Колизей, Тибр, это еще и Ватикан с папским дворцом. В последнем Лилии Элембаевой удалось побывать. Случилось это

7 января 2004 года, аккурат на христианское Рождество. Вообще-то артисты «Америкэн» и раньше собирались в Ватикане, но вот аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II удалось добиться лишь на этот раз.
В большом зале было несколько делегаций из разных стран. Все приветствовали главу католической церкви по-своему: например, детский хор исполнил специально подготовленную песню. Папа, владеющий многими языками, старался ответить всем. Не стал он противиться и коллективной съемке. И тут получилось так, что Лилия Элембаева оказалась рядом с Иоанном. Мало того, Папа, как бы благословляя девушку, возложил ей на голову свою руку.

Цирковой Оскар

Профессиональный путь цирковых артистов нельзя назвать очень долгим. Такова специфика жанра. Кто-то уходит с манежа на тренерскую работу, кому-то удается найти в этой жизни другую дорогу… Элембаева не любила загадывать в будущее. Но верила, что все в итоге сложится хорошо. И сложилось!

В 2010 году Лилия вышла замуж за молодого человека, который служил вместе с ней в цирке «Америкэн» – работал на страховке. Михаил Бубич родом из Минска, и Элембаева, посоветовавшись с родными, переехала жить в Белоруссию.

А год спустя они, уже как молодая супружеская пара, отправились в Монте-Карло (Княжество Монако) на ежегодный Международный фестиваль циркового искусства. Это очень престижный конкурс, сравнимый по значимости с «Оскаром» для артистов кино и «Грэмми» для музыкантов. Как правило, на этот фестиваль едет не вся труппа – от каждого циркового коллектива делегируются лучшие номера. Руководитель «Америкэн» выбрал в числе прочих и номер с Элембаевой. И не прогадал! Коллектив получил главную награду конкурса – «Золотого клоуна». Стоит сказать, что артисты от этой награды не имеют ничего, кроме творческого удовлетворения и радости победы.

Во время конкурса в Монако Лилия встретилась с князем и принцессой Монако. Альбер II и его сестра Стефания являются большими поклонниками и знатоками цирка и стараются не пропускать ни одного циркового фестиваля в Монте-Карло, частенько тусуются за кулисами с артистами в антракте и после представления. Элембаева подошла к главе карликового государ-
ства:

– Можно с вами сфотографироваться?

Альбер не без удовольствия согласился. Не отказала и Стефания, приехавшая в Монте-Карло с дочерью Полин.

Что дальше?

Лилии скоро исполнится 31 год, она живет с мужем в Минске. Итальянский цирк «Америкэн» каждый сезон вызывает их на работу, на гастроли по различным странам Евроазиатского континента. В этом году их приглашали в турне по Южной Корее, но супруги решили, что пришло время заняться собственным бизнесом – ведь век артиста цирка так недолог! Лилия работает администратором фитнес-клуба. Однако и об арене не забывает – тесно контактирует с профессиональным минским цирком. Там ее готовы принять в труппу, но она пока не торопится, оттачивая в свободное время новый номер. И еще дает частные уроки девочкам, решившим посвятить себя цирку, – преподает эквилибр и гимнастику. А что будет дальше – жизнь покажет.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Вот и неправда, несмотря на жесткий гастрольный график, Лилия всегда находила время посетить достопримечательные места, любоваться красотой европейских городов, запечатлев это все в видео-фото съемках.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*