«Подаксёновики» съехались в Казань

Со смерти Василия Аксёнова прошло уже четыре года, но до сих пор трудно поверить, что его нет с нами. Его близкий друг писатель Евгений Попов заметил: «Из джинсовой куртки Аксёнова, как из «Шинели» Гоголя, вышла вся современная русская литература». И это действительно так.

За принципы боролся до конца

Говорить о том, что значит Аксёнов для нашей литературы, не нужно: его имя – и так пароль для всех любителей русской словесности. Его проза наполняет энергией, после нее хочется жить. Аксёнов совершил революцию в русской словесности ХХ века, открыл отдельную, свою ветвь литературы, как Андрей Платонов или Велимир Хлебников. Безусловно, его лучшие романы («Ожог», «Остров Крым», «Кесарево сечение») будут со временем изучаться в школе. Не устаю восхищаться необыкновенной смелостью Аксёнова в творчестве и в жизни: даже разменяв восьмой десяток, он позволял себе такие «дерзкие сочинения», как «Москва Ква-Ква» или «Редкие земли».

Аксёнов всегда демонстрировал готовность бороться до конца за свои принципы, чем бы ему это ни грозило. Впрочем, наверное, его судьба не могла быть иной. Он с юных лет жил в той среде, где о правящем режиме не боялись говорить правду: мать Василия Павловича Евгения Гинзбург отбывала ссылку в Магадане. Сам Аксёнов писал:

– Нас готовили стать образцовыми рабами, нас пугали арестами родных, голодом… Вместо этого мы стали слушать джаз, сочинять стихи, интересоваться «серебряным веком». Мы бросали вызов власти, постоянно поддерживали друг друга до тех пор, пока не были разделены искусственно и отлучены от наших читателей.
«Я родился на тишайшей улице, что Комлевой звалась в честь местного большевика», – писал Василий Аксёнов. Сейчас она названа в честь татарского ученого-физика Муштари. На этой же улице жил поэт Евгений Баратынский, росла будущая жена Сальвадора Дали Елена Дьяконова – Гала. В 1937-м родителей пятилетнего Аксёнова арестовали, его отправили в приют в Кострому. Через полгода родители забрали мальчика, он вернулся на ту же улицу, в дом тети. В наши дни Домом-музеем Василия Павловича заведует однофамилица писателя Ирина Аксёнова. По ее словам, пятилетним ребенком будущий прозаик спал под столом на маленькой раскладушке, потом переселился на дедушкин сундук.

Безупречен во всём

20 августа Василию Павловичу исполнилось бы 80 лет. В честь его юбилея в Казани на три месяца раньше обычного состоялся очередной литературно-музыкальный фестиваль «Аксёнов фест». В нем приняли участие писатели Александр Кабаков, Евгений Попов, Виктор Есипов, Александр Архангельский, лидер «Машины Времени» Андрей Макаревич, актер Вениамин Смехов и многие другие.

– Мы не могли пройти мимо такой даты, – заявил мэр Казани Ильсур Метшин на открытии. – «Аксёнов фест» – нерукотворный памятник нашему выдающемуся земляку. Это наша история, которой мы гордимся.
В доме-музее Василия Павловича состоялись творческие встречи с гостями фестиваля.
Александр Архангельский отметил, что для него жизнь Аксёнова – это эталон безупречной биографии писателя:

– Он создавал свой образ так же, как текст. Всегда помнил, что на него смотрят, и что каждый его жест имеет значение. Это был человек стиля, что на фоне советской писательской реальности было невероятно. Советский писатель должен непременно бормотать, косить глазом, чесать «репу» и желательно не убирать за собой посуду. Представить себе Василия Павловича в такой роли невозможно.

По словам Александра Кабакова, влияние Аксёнова на его поколение невозможно переоценить:

– Я очень рано решил заниматься литературой, но считал, что писать по-человечески в Советском Союзе нельзя. Это можно только Катаеву, потому что он старый и заслуженный, ну и тем, кто умер еще до революции: Чехову, Толстому. И в это время появилась повесть «Коллеги». Когда я ее прочел, то понял, что писать так, как я хочу, можно. Можно писать человеческим языком, без парторга в середине текста, без трагической любви между передовиком и передовицей производства. Это сформировало мою судьбу. Я стал тем, чему позже придумал определение «подаксёновик».

Завершился «Аксёнов фест» музыкально-литературной программой с участием Андрея Макаревича и других известных музыкантов. С нетерпением ждем нового фестиваля!
Фарид ХАЙРУЛЛИН.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*