Помните, еще в начале прошлого века два наших писателя-сатирика, побывавшие в США, говорили, что, если бы не реклама, американцы, встав с утра, не знали бы, какой пастой чистить зубы, какую кашу сварить и какой чай пить. То же самое можно сказать и про СМИ. Если современного человека лишить телевидения, радио, газет, журналов и Интернета, очень скоро он почувствует себя доисторическим существом, живущим в пещере. | ||
Диалог между СМИ и властью
О высоком статусе встречи свидетельствовал список ее участников. В пленарном заседании участвовал мэр города Ильдар Халиков. В своем докладе он отметил большую роль СМИ в условиях, когда идет формирование и развитие муниципального образования. – В связи с этим все большее значение приобретает качественное состояние информационного пространства. Многое зависит от того, как строится диалог между СМИ и властью. Между тем сегодня отечественные ученые отмечают целый ряд тревожных тенденций, ведущих к отрыву журналистики от потребностей человека, от насущных проблем общественного развития. Мы не хотели бы, чтобы данные явления стали характерными для нашего города. Считаем, что обсуждение этих проблем на конференции приблизит нас к их решению, – отметил Ильдар Халиков в своем выступлении. По мнению мэра, в Набережных Челнах создана единая информационная сеть, которая позволяет населению оперативно получать любую информацию. В городе 61 средство массовой информации – это 30 газет, 18 журналов, 5 телеканалов, 8 радиостанций.
В конференции принимают участие ученые, представители СМИ из 18 регионов России. Многие из них выступят с докладами в секционных заседаниях. На пленарном же заседании роль «первой скрипки» играли москвичи. Эмоциональными и в то же время информационно насыщенными были выступления профессора, доктора философских наук, завкафедрой информационной политики Российской академии государственной службы при президенте РФ Владимира Попова и его заместителя, профессора, доктора социологических наук Петра Киричек. Владимир Попов в пух и прах раскритиковал существующее информационное пространство России. «Вот у меня в руках проект стратегии формирования информационного общества, взятый с сайта администрации президента РФ. Я категорически с ним не согласен! В нем все сведено к электронной технологической составляющей. Там нет ни слова об информационной политике, нет гуманитарной составляющей, то есть мониторинга общественного мнения, аналитического разбора, исследований состояния общества. А там, по моему мнению, должен быть чуть ли не ежедневный мониторинг исполнения национальных проектов, например. Поэтому проекты «Электронное правительство» и «Электронная Россия» эффективно не работают», – заявил Владимир Попов. По его мнению, сейчас российская элита живет сама по себе, а народ – сам по себе. И их пока скрепляет только президент Путин. Сегодня власть не реагирует на критику СМИ, а это приводит к социальной анемии. СМИ в той степени должны служить государству и правящей элите, в какой степени государство и элита служат народу. Если этого нет, происходит отчуждение власти от народа и наоборот. Тогда рано или поздно происходит стагнация, застой, затем общество начинает искать нового лидера или приходит к революции. России, которая и так занимает первое место в мире по количеству революций, это абсолютно не нужно. По словам профессора, пресса не должна уходить в кусты, а обсуждать такие проблемы. По словам В. Попова, журналистика должна опираться на менталитет своего народа, его традиции, обычаи и нравы. «У вас в Набережных Челнах я увидел лозунг «Да здравствует дружба народов». Это мне по душе. Это ведь наши фундаментальные, ментальные ценности, которые надо хранить. К сожалению, сейчас бездуховность царит и на телевидении, и в газетах. Журналистика сейчас не выполняет свою функцию просвещения и образования, которые всегда были святая святых в России. Критикуя прошлое, особенно советский период, мы вбиваем клин между поколениями, отделяем старых от молодых», – отметил профессор.
Многие считают, что информация – это деньги, а СМИ – бизнес, где во главу угла ставится получение прибыли. В погоне за читателем многие издания не чураются так называемых жареных фактов, фальсификации. Владимир Попов считает, что когда в информационном пространстве страны превалирует желтая пресса, это приводит к дебилизации населения. Подмечено, что сегодня информационный фактор играет чуть ли не главную роль в психологическом разрушении человека. СМИ без гуманитарной и духовной составляющей – это тупиковый и очень опасный путь. |