По официальным данным, каждый четвертый призер республиканских предметных олимпиад среди школьников – челнинец. Только в 2005-2006 учебном году 17 умников и умниц прославили наш город, победив во всероссийских интеллектуальных состязаниях, а 58 школьников – на республиканских.. И ежегодно список побед челнинских талантов только растет. Но талант, как говорится, хотя и возникает сам по себе, для его раскрытия все же нужны особые условия, а в первую очередь – особые люди, обладающие даром увидеть в ребенке ту искорку способностей, которая в будущем превратится в одаренность… Этим материалом «Челнинская неделя» открывает цикл статей о педагогах Набережных Челнов, готовящих школьную элиту – победителей предметных олимпиад. |
||
|
||
Любовь Баева в окружении будущих лобачевских и ковалевских
|
||
|
||
Более десяти лет назад в каждой параллели гимназии №26 при непосредственном участии этого талантливого педагога были созданы группы олимпийского резерва… по математике. С тех пор ее называют не иначе как тренер олимпийской сборной. Об уникальной системе подготовки одаренных детей к участию в интеллектуальных соревнованиях мы поговорили с ее автором – преподавателем математики Любовью Баевой.
– Нашей гимназии уже более 30 лет, и одна из ее главных традиций – углубленное изучение учащимися точных дисциплин. Например, существование в каждой параллели математического класса, куда отбираются наиболее способные дети. Но даже там есть ученики, которые сложные математические задачи «щелкают, как орехи». Вот для таких детей мы организовали спецгруппы и назвали их олимпийским резервом. Там же занимаемся подготовкой маленьких гениев к предметным олимпиадам. Постепенно, работая с такими группами, я поняла, что когда ребенок не один вращается в этой «ученой» среде, когда есть здоровая конкуренция и желание стать лучшим – результаты не заставят себя долго ждать.
– Наша система подготовки, действительно, очень схожа со спортивной. Как и там, у нас происходит, так называемый, естественный отсев, и кто-то из ребят, даже обладающий ярко выраженными математическими способностями, действительно, сходит с дистанции из-за того, что не стал победителем. До победного конца мы доходим с теми детьми, кто изо всех сил хочет заниматься математикой, кто «болен» ей, кто понимает, что победа приходит не сразу, главное – надо четко идти к ней. Ведь судя по моему опыту, победителями олимпиад чаще становятся школьники 9-10 классов, хотя математикой они углубленно занимаются с 5 класса.
– Это очень долгий и серьезный путь. Для школьников 5-6 классов все начинается с занятий в математических кружках. Там они знакомятся с новым материалом, пытаются понять незнакомую для них информацию. А все новое легче осмыслить и понять путем обсуждения в кругу своих единомышленников. Учащиеся же старших классов, если они хотят добиться успеха, должны больше заниматься самостоятельно. К сожалению, на этой стадии от учителя мало что зависит, старшеклассники должны сами тренировать свои мозги, докапываться до истины путем элементарного нарешивания задач. Ведь задания на олимпиадах в старшей возрастной группе очень сложные и для них недостаточно будет объяснения учителем какой-либо задачи. Главное, чтобы он сам прошел это путь понимания, решая ее много, много раз. |
||
|
||
– Как я знаю, в систему «тренировок» олимпийцев входят еще и летние учебные сборы. – Действительно, летом наши ребята занимаются и отдыхают в математическом лагере, созданном на базе Казанского государственного университета. Регулярно они посещают и кировскую математическую школу – по уровню своей подготовки победителей олимпиад она считается одной из лучших в России. Ну, и обязательный этап подготовки олимпийцев – поездки на турниры, участие в математических играх, лично-командных олимпиадах и математических боях. На такие состязания приезжают одаренные дети со всей России, и в течение недели ребята прорешивают больше сотни очень трудных и достаточно «заковыристых» задач.
– Учеба в самых престижных российских вузах. Наши ребята в основном выбирают механико-математический факультет МГУ, некоторые учатся в Казани и Санкт-Петербурге. Вернутся ли они после учебы в Челны – покажет время. Пока что их манит столичная жизнь, возможно потому, что там легче реализовать себя и в профессиональной, и в научной деятельности.
– Не менее талантливые ребята. Уже сейчас группа олимпийского резерва восьмиклассников, а именно с ними мы связываем большие надежды, показывают очень хорошие результаты на городских олимпиадах, в математических боях и турнирах. Знаете, я бы даже сказала, что талантливых детей, способных достичь больших высот, в нашей гимназии и в целом по городу достаточно много. Проблема в другом: я уже стала сомневаться, нужна ли на данный момент система подготовки олимпиоников в группах?
– Да, да, не удивляйтесь! Сейчас сложилась такая ситуация, когда вся система проведения республиканских олимпиад изменилась, и теперь от каждой школы на городской олимпиаде, как первой ступеньке к победе, в официальный зачет идет результат только одного участника. Все остальные претенденты от одной школы выступают в так называемых личных первенствах. Считается, что они якобы решают эти задания для себя. Но результаты у «личников» бывают намного лучше, чем у призеров. Та же ситуация и с республиканской олимпиадой – туда едут только три призера городской олимпиады, и опять-таки все из разных школ. Для нас это очень большая проблема. И жаль, что нашим ребятам не дают участвовать всем составом, хотя в прошлом году на республиканской олимпиаде по математике в команду Набережных Челнов вошел 21 школьник, из них 16 человек были из нашей гимназии. Так что я теперь задаюсь одним вопросом, а стоит ли заниматься с группой олимпийцев? Не проще ли подготовить одну «звезду», а остальные, как говорится, сами прорвутся?.. |
||
|