Вечером в среду в Органном зале на концерте, закрывающем первый международный фестиваль классической и фольклорной музыки «Татарский ренессанс», был аншлаг. Посмотреть и послушать выступление оркестра Владимира Спивакова пришли около тысячи челнинцев. Организаторам пришлось ставить дополнительные стулья по бокам в проходах и на сцене. А послушать в этот вечер стоило многое… | ||
|
||
В первом отделении знаменитый скрипач Владимир Спиваков солировал оркестру вместе с лауреатом международных конкурсов Алексеем Лундиным, исполняя музыку Баха. А затем взял в руки дирижерскую палочку и… Великолепные произведения Баха и Моцарта публика слушала, затаив дыхание. Ну а когда ведущий объявил третий номер, а именно – музыку татарского композитора Назипа Жиганова – зал просто взорвался аплодисментами. Во втором отделении зрители услышали дивертисмент ре-мажор Моцарта, «Маленькую данилиаду» грузинского композитора Канчелия и три танго Пьяццолло с участием аккордеониста, стипендиата благотворительного фонда Владимира Спивакова Никиты Власова. Во время исполнения музыки Канчелия Владимир Спиваков начал подключать публику, которая с его подачи в паузах между отрывками произведения восторженно протягивала «Куууу!»
На бис для зрителей выступили два оркестра – к «Виртуозам Москвы» подключилась челнинская «Провинция» с дирижером Игорем Лерманом. Музыканты исполнили «Аллегро» Моцарта, а также вальс и струнную серенаду Чайковского.
– Все замечательное когда-то заканчивается. Но я счастлив, что нахожусь сегодня на этой сцене, которая еще дышит музыкой, которая исполнялась здесь буквально несколько минут назад легендарным оркестром. Хочу поблагодарить идейного вдохновителя этого фестиваля, художественного руководителя Органного зала Игоря Лермана, который вложил всю душу в организацию концертов. Благодаря Игорю Михайловичу к нам приезжают известные творческие люди со всей России. Надеюсь, что фестиваль станет традиционным культурным событием Набережных Челнов, – отметил мэр в своем выступлении. |
||
– Вы родились в Уфе. Какие-то традиции башкирского и татарского народов вам близки? – В детстве друзья называли меня Хабибуллиным, так как я был похож на татарчонка. Я болел желтухой и был от того немного смугловат. В Башкирии я прожил очень недолго, поэтому традиции не слишком отложились.
– С музыкой Жиганова, который был ректором казанской консерватории, дело имею впервые. С татарской культурой вообще столкнулся, когда подружился с прекрасной скрипачкой Халидой Ахтямовой, с которой вместе преподавал в институте имени Гнесиных. Она была человеком редчайшей честности и благородства. Как-то я подарил ей старинную фарфоровую фигурку в татарском костюме – она была просто в восторге, так как очень гордилась своей национальной принадлежностью.
– Нам сегодня прислали только третью и четвертую части этого произведения, а играть его надо полностью. Если пришлют остальные части, мы ее сыграем и в Москве, почему бы и нет? До этого с музыкой татарских композиторов дело не имел. Думаю, зарубежная публика могла бы хорошо воспринять их творчество. Я считаю, что в самом Татарстане эту музыку должны исполнять лучше, чем мы.
– Я совершенно убежден, что мы просто не всегда пользуемся теми талантами, которые идут от Бога. Некоторым детям взрослые вовремя не протягивают руку, не распознают их способности. Мы просто не знаем собственных детей – нужно внимательно всматриваться в них. Поэтому построить какие-то рамки мне сложно – каждый человек индивидуален – талант нужно еще и разглядеть. Я преклоняюсь перед искусством скрипачей Яши Хейфеля, Давида Ойстраха, дирижеров Карлоса Кляйдера, Клаудио Абады и многих других.
– Думаю, что нет. Ни одна из них не будет заниматься скрипкой или дирижировать. Каждая из них занималась музыкой и выбрала свою дорогу в жизни. Однако с помощью искусства они могут по-особому воспринимать жизнь. Я рад, что они не стали профессиональными музыкантами, потому что это трудная работа, особенно для девочек.
– Это было нашим маленьким хулиганством. Если само произведение позволяет, то почему бы не привлечь к его исполнению публику. Хотя бы вот этим «Ку!» в паузах между гаммами. |