Халяльный подход к покупателям – новшество на рынке |
Зачастую под маркой «халяль» на прилавках появляется все, что угодно, только не сам разрешенный товар. Отличить его от запрещенного довольно сложно, но вполне по силам каждому покупателю.
На прилавках мяса в изобилии. Вот только как разобраться, где халяльное, а где нет? В Духовном управлении мусульман Татарстана настоятельно рекомендовали остановить свой выбор только на продуктах, отмеченных специальным значком в виде полумесяца, на котором написано слово «халяль» на русском, английском и арабском языках. Подобные наклейки встречаются на разрешенных для мусульман продуктах во всем мире. Это своеобразный знак качества, который свидетельствует, что товар изготовлен в соответствии с законами шариата. Стало быть, в пельменях и колбасах нет свинины, в конфетах – ни грамма искусственных красителей, животных жиров и спиртовых добавок. |
При производстве халяльных продуктов на заводах строго соблюдаются определенные технические условия. К примеру, при изготовлении колбас используется только охлажденное, а не замороженное мясо, что делает колбасу изысканной. Животные, которые задействованы в производстве, питаются только экологически чистым кормом без гормональных добавок. Как правило, на мясокомбинатах колбасу и пельмени делают в начале смены, пока оборудование первой свежести, а мясники полны сил. Весь процесс производства халяльных продуктов – от приготовления до доставки в магазины – отделен от остальной продукции.
Обо всем этом я узнала на одном из казанских рынков, где нашла специальный отдел с продукцией «халяль». Продавцы, одетые в татарские костюмы, не только с улыбкой продемонстрировали весь товар, но и подробно рассказали, какой путь он прошел, чтобы стать «разрешенным». Оказалось, это новый халяльный подход к покупателям: чем больше они будут знать о товаре с маркой в виде полумесяца, тем больше шансов, что они его приобретут и вернутся сюда еще не раз. Без этих новшеств на рынке сегодня не выжить.
Главные конкуренты казанских торговцев – выходцы из Турции. Они давно поняли, что рано или поздно многие жители республики перейдут на «разрешенный» товар, а поэтому времени решили не терять. Они и стали первопроходцами в этом деле. Чтобы не отпугнуть обычных покупателей, турки не рекламируют свой товар как халяльный. Здесь все, как в обычном мясном магазине, только на прилавках нет свинины.
В отличие от рынков в крупных супермаркетах до индивидуальной работы с каждым покупателем еще не дошли. Но чтобы облегчить потребителям шопинг и соблюсти все религиозные правила, витрины с халяльным товаром отделили от остальных продуктов.
И тут очень важно проследить, чтобы разрешенные продукты вам не упаковали вместе с остальными, иначе весь халяльный процесс пойдет насмарку. |
Комментарий специалиста
|
|
Ильнур Гайнуллин, руководитель комитета стандарта «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана:
|
– В мире существует целая индустрия «халяль» – это банковская система, туристическая сфера, страхование, производство и реализация продуктов питания, парфюмерии, косметики и лекарств. Ежегодный товарооборот халяльной продукции составляет около триллиона долларов, и это без учета российского рынка. Нам еще многому надо учиться, но первые шаги, которые мы сделали, уже приносят положительные результаты.
Российский потребитель понял, что халяль – это не только намоленная пища, разрешенная для мусульман, это экологически чистый продукт без консервантов и искусственных добавок. Возможно, именно этим объясняется невероятная популярность халяльных продуктов как у мусульман, так и у людей другой веры.
Наш комитет разработал единый для всей России стандарт (ГОСТ) по изготовлению продукции «халяль». Этот документ содержит требования к сырью, персоналу, производственным помещениям, транспортировке, упаковке, маркировке, а также процедуре освидетельствования продукции. Совместно с Госстандартом мы обладаем эксклюзивным правом выдавать сертификаты качества на производство и реализацию халяль-продукции. То есть берем на себя ответственность перед потребителями за то, какого качества продукцию они покупают. Мы не только отслеживаем процесс производства продукции, но и занимаемся сопровождением товаров на рынок, а также лоббированием интересов местных производителей.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать рынок халяльной продукции более цивилизованным. Если покупатель обращается к продавцу за консультацией, он должен ее получить, поэтому ввели специальные курсы для людей, занятых в продаже халяльных товаров. У этого рынка должно быть свое лицо. Мы не стремимся к тому, чтобы продавцы носили хиджаб, как это положено в араб-ских государствах, достаточно того, что они одеты в традиционную для татар одежду. Это привлекает внимание и вызывает доверие у покупателей. |
|
06.12.2008 в 23:05
А что разве есть запрет на замороженное мясо, на красители, консерванты и другие ингредиенты, используемые в мясопереработке. неужели по всей Росси продавцов халяльной продукции переоденем в национальную татарскую одежду, как говорит Ваш гость специалист. Получается какой то татарский стандарт на халяль, а как быть чеченцам, дагестанцам, да и русским принявшим ислам.
21.03.2009 в 17:59
Если Ваш орган занимается сертификацией, то Вы не имеете права заниматься лоббированием сертифицируемой продукции, Вы становитесь не независимой организацией от производителя.