Международный день театра отмечается 27 марта. В отличие от кинематографа театру трудно стать бизнесом, чего так упорно хочет государство. Да и нужно ли? О том, чего не хватает современному театру, «Челнинская неделя» поговорила с известными театральными деятелями. | ||
|
||
Репертуарные театры
не могут оставаться без бюджетного финансирования |
||
Виталий Вульф, театральный критик, телеведущий, главный редактор радио «Культура»: |
||
Поэтому в Москве интересен может быть только Театр имени Маяковского. А что касается денег, то спонсоров всегда можно найти, но проблема не в финансах, а в том, что резко упала культура театра, эстетика, а главная беда – это отсутствие хороших режиссеров. |
||
Фарид Бикчантаев, главный режиссер татарского государственного академического театра имени Г. Камала: – Современному театру не хватает серьезного отношения со стороны тех, кто нас финансирует. Причем это относится не столько конкретно к нашему театру, сколько к нашему делу вообще. Реформа, конечно, нужна, но должно быть и уважительное отношение к театру. Важно учесть его специфику и значение для общества, для его развития. Не надо относиться к нам, как к поставщику продукции. Этим в Татарстане занимаются другие структуры, псевдотеатры, которые абсолютно не соответствуют статусу театра, и, особенно не напрягаясь, оттягивают большую аудиторию. Что касается замеченного Вульфом преобладания в театре авангарда, то мы должны пройти этот период. Театр развивается, идет поиск интересов в паре «зал – сцена», лишь бы этот поиск не стал довлеющим.
– Не хватает денег. Зарабатывать их тяжело, а ведь в перспективе все театры перейдут на самоокупаемость. Не хватает внимания, а это, видимо, связано с отсутствием идеи или, боюсь этого слова, идеологии. С кадрами тоже «не фонтан», и непонятно, чем их привлекать, потому что зарплата здесь – только штаны поддержать! А «Мастеровые» скоро упрутся в кадровую проблему, ведь для того, чтобы пригласить человека на работу, ему нужно хоть что-то предложить. Главное – государство должно придумать национальную идею, тогда будет понятно, для чего поднимать культуру. Пока на этом месте дыра, вакуум. Мы не знаем, куда мы идем и зачем. Идеология непонятна, противоречива, все перепутано – верх и низ, черное и белое. Поэтому и рассуждать сложно. Путаница в головах, умах! Если раньше был только пресс цензуры, который еще можно было обходить, то при сегодняшнем финансовом давлении шансов выжить мало. Я вообще не понимаю, золотовалютные запасы растут, а тут затевается театральная реформа! (Смеется.) Ведь расходы на культуру – это сущие копейки для государства!
– Я лично жалею о том, что у нас, в Елабуге, нет профессионального театра. Во время празднования 1000-летия города народные театральные коллективы сделали очень многое. Но слово «театр» в Елабуге должно звучать по-другому! И сдвиги есть. Для создания профессионального театра нужна материальная база. Руководство города идет навстречу этому пожеланию елабужан. Сейчас подыскивается помещение, и театр обязательно появится! Ведь у нас имеется очень хорошо подготовленная кадровая база. Это прекрасные педагоги Елабужского училища культуры, художники, а актеры, вышедшие из нашего города, играют даже в театре имени Камала! |
||
Александр Славутский, художественный руководитель – директор Казанского русского драматического театра имени Качалова: |
||
Сильно то государство, где идут вложения в духовную составляющую общества – в культуру. Мы это, к сожалению, не всегда понимаем. Российские репертуарные театры не могут оставаться без бюджетного финансирования. Нельзя заставлять театр заниматься зарабатыванием денег! Театр в таком случае очень скоро перестанет быть самим собой. |