Еще год назад китайский автомобильный концерн Great Wall считался практически реальным, а не потенциальным резидентом ОЭЗ «Алабуга». О своем намерении создать сборочное производство в России Great Wall объявил еще в марте 2006 года. Планировалось, что китайская компания будет выпускать 50 тысяч автомобилей в год. Концерн собирался производить на заводе в ОЭЗ «Алабуга» четыре модели – три седана и внедорожник Hover – стоимостью от 10 до 25 тысяч долларов, передает «Интерфакс».
Правительство Татарстана и Great Wall 9 ноября 2006 года подписали протокол о намерении по строительству завода в ОЭЗ «Алабуга». Объем инвестиций в рамках этого проекта оценивался в 70 млн. долларов. Доля китайской компании в СП должна была составить 75%, российской – 25%. А в конце марта 2007 года концерн Great Wall направил в МЭРТ РФ заявку на организацию автосборочного производства в рамках режима промышленной сборки в Татарстане, а также заявку в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) для получения статуса резидента ОЭЗ «Алабуга».
Но в начале апреля этого года китайская сторона получила отказ российского правительства на создание упомянутого сборочного предприятия. Причинами председатель совета директоров концерна Ван Фэнъин считает нежелание некоторых крупных российских компаний иметь конкурента в России и предвзятое отношение к продукции китайского автопрома. «Почему-то в России считают, что японское и немецкое – это хорошее, а китайское – отсталое. И никто в России не хочет видеть, что китайский автопром развивается очень высокими темпами и в количественном и в качественном отношениях», – отметила Ван Фэнъин.
По информации, полученной нашей газетой в Федеральном агентстве по управленю ОЭЗ, следует, что Министерство экономического развития и торговли РФ не имело претензий к документам китайской стороны и направило их в Минпромэнерго, ведомство Виктора Христенко, которое и отказало представителям Поднебесной. А в РосОЭЗ совместное предприятие, созданное правительством Татарстана и компанией Great Wall, никакой заявки на осуществление промышленно-производственной деятельности не подавало. Однако кажется нелепым то, что в РосОЭЗ готовы рассмотреть такую заявку китайской стороны даже при наличии отказа правительства.
Как полагают в ОЭЗ «Алабуга», случай с китайскими автопроизводителями – особый и здесь все решила политика, в частности, стремление некоторых корпораций лоббировать свои интересы. Что произошло, к примеру, в Калининградской области, где те же китайцы вынуждены были под давлением российских автогрупп свернуть производство автомобиля «Cherry».
Китайский поход в россий-ский автором пока отложен.