ЗАКРОЮТ ЛИ ТАТАРСКО-ТУРЕЦКИЕ ЛИЦЕИ?

Документ Без Имени

Когда на сессии Госсовета РТ Кафиля Амирова начали обвинять в том, что он пытается закрыть столь популярные в республике учебные заведения, он парировал: «Мы не против татарско-турецких лицеев. Мы за то, чтобы они работали по закону!»

«Татарско-турецкие лицеи мы обязательно сохраним», – пообещал президент Татарстана

Напомним, первые татарско-турецкие лицеи появились в Татарстане в 1992 году. Поначалу дети из республики ездили на стажировку в Турцию. Сейчас весь процесс обучения проходит здесь, в Татарстане. Сегодня в республике насчитывается семь лицеев, в которых работают 55 учителей из Турции. Кроме турецкого языка, они преподают и общеобразовательные предметы, такие, как физика, математика и многие другие.

В зону пристального внимания Прокуратуры РФ татарско-турецкие лицеи, или как их сейчас называют лицеи-интернаты, а также те школы, где преподают иностранцы, попали еще в прошлом году. Тогда федеральные проверяющие в первый раз предупредили данные учебные учреждения республики о том, что приглашать иностранных педагогов можно только согласно выделенной квоте и не в ущерб местным специалистам.

Но ни одного шага после предупреждения со стороны лицеев так и не было сделано. В итоге «болезнь», которая еще только-только начала развиваться в минувшем году, к этому году была уже сильно запущена. Проблемы нарастали, как снежный ком: вслед за миграционным вопросом возникли и другие. В частности, прокуроры столкнулись с трудностями перевода. Оказывается, преподаватели, выписанные из Турции, едва могли связать пару предложений из русских слов. Во время задушевных бесед с проверяющими они требовали переводчика. И это при том, что турки являлись педагогами в российских школах, где русский язык считается государственным.

Почему иностранные учителя «не владеют русским языком на уровне, позволяющем осуществлять коммуникативную деятельность», прокуратуре было непонятно. Непонятно было и многое другое: во время проверки вскрылось, что 39 педагогов вообще не имеют дипломов о среднем и высшем образовании, которые были бы признаны в России. Большинство из них имели всего лишь духовное образование, то есть были имамами, что не позволяет им заниматься педагогической деятельностью в российских светских учебных заведениях.

Кроме того, стало известно, что преподаватели проводили с учащимися беседы религиозного содержания, причем делали это на частных квартирах, а детей просили держать такие встречи в тайне. На одной из таких встреч речь шла о том, что толкование Корана, распространенное в Татарстане, – неправильное. Об этом прокурор Кафиль Амиров также доложил депутатам.

– У нас есть воскресные школы в православных церквях, пятничные – в мечетях, субботние – в синагоге, куда дети приходят добровольно с разрешения родителей, – сказал прокурор. – Почему в лицеях решили проводить такие занятия тайно? Тоже большой вопрос. К нам обратилась мать девочки, которая обучалась в лицее. Она рассказала, что ее дочь ушла в себя, перестала общаться с родителями, скрывает, что читает религиозную литературу.

Однако большинство родителей, чьи дети обучаются в лицеях, инициативу прокуратуры наладить работу по закону – не поддержали. В день, когда в Казани проходила сессия Госсовета, они вышли на митинг с требованием оставить преподавателей из Турции в покое, а в школах сохранить тот порядок, который там сложился за много лет.

Президент РТ Минтимер Шаймиев, выслушав на сессии Госсовета Татарстана доклад Кафиля Амирова, посчитал нужным заметить, что для объективности прокурор должен был отразить в своем выступлении и высокий уровень знаний учащихся татарско-турецких лицеев, которые являются неоднократными победителями российских и республиканских олимпиад. А, принимая участие в работе XVI съезда Союза писателей Татарстана, президент заявил: «Татарско-турецкие лицеи мы обязательно сохраним».

К 1 июня Татарстан должны покинуть 47 преподавателей из-за рубежа, которые до сих пор жили и работали в нашей республике незаконно. Их могли бы выселить сразу же после проверки, но прокуратура пошла навстречу и продлила сроки их пребывания здесь до окончания учебного года, чтобы в результате споров между взрослыми не пострадали дети. Как дальше сложится ситуация, покажет время. Если учебные заведения не поторопятся до 1 сентября уладить все проблемы с законом, то в новом учебном году места иностранцев займут отечественные педагоги. Возможно, от этого школы и лицеи, считают в прокуратуре, только выиграют.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

4 Комментария

  1. РФ: Нацинальный проект "Образование".

    РТ: Мракобесие.

  2. Очень предвзятая статья, написанная, по всей видимости, по указке сверху. Лицеи 16 лет работали, не кому не мешая, и вот тебе, решили их прикрыть. Все эти разговоры о праве и законах г-жой Ланской, автору статьи—лишь прикрытие. У преподавателей есть дипломы. Просто наверху решили сделать так, чтобы их признание в России или заняло слишком долго, или же не состоялось вообще. Преподаватели могут говорить по меньшей мере на одном из государственных языков Татарстана и в течении некоторого времени учат и второй. Видимо прост кому-то побольше погонов захотелось, а г-же Ланской, автору статьи, быстрого репортажа.

  3. Альтернативное (и более правдоподобное) изложение и трактовка фактов Вечерних Челнов:

    ТАТАРСКО-ТУРЕЦКИЕ ЛИЦЕИ:

    ЧЕМ НЕДОВОЛЬНА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ?

    В российских и республиканских СМИ прошла информация о том, что Министерство образования РФ заинтересовалось деятельностью татарско-турецких лицеев, находящихся на территории нашей республики. В Татарстане прошли проверки Рособрнадзора, Генпрокуратуры и Министерства образования РФ.

    По сообщениям «Независимой газеты», комиссия искала запрещенные книги турецкого богослова Саида Нурси, а также установила тот факт, что эти лицеи не имеют свидетельств о государственной аккредитации, а значит, и права выдачи аттестатов государственного образца. В Челнах есть татарско-турецкие лицеи для мальчиков и для девочек. Мы решили выяснить обстановку в этих учебных заведениях, а также обратились за разъяснениями в республиканское Министерство образования.

    Как нам пояснила советник министра образования и науки РТ Алсу Мухаметова, действительно, проверка некоторых татарско-турецких лицеев проводилась, замечаний по организации учебного процесса высказано не было, были нарекания по уставам этих учебных заведений, которые на сегодня уже устранены. «Образование в татарско-турецких лицеях носит светский характер, в них обеспечивается российский стандарт образования. Их учащиеся занимают призовые места на республиканских и всероссийских олимпиадах, а лицей №79 из Челнов стал победителем во Всероссийском конкурсе приоритетного национального проекта «Образование». Сегодня в лицеях Татарстана работают по 7-10 турецких преподавателей», – сказала она.

    Как нам сообщили, в Челнах проверок татарско-турецких лицеев не проводилось. Кстати, уже давно из их названий национальная принадлежность исчезла. В нашем городе они называются просто лицеи. По поводу же настороженности федеральной власти тем, что преподавание в лицеях ведется гражданами Турции, директор лицея №80 для девочек Гулира Тухватуллина дала такие разъяснения: «В нашем учебном заведении преподавателей-турок нет уже несколько лет. Но турецкий у нас преподается, его ведет наш местный преподаватель. Стоит сказать, что принимать учителей-иностранцев было довольно сложно. Ежегодно нужно было решать вопрос с их жильем, бытом, лечением. Никакого идеологического давления со стороны преподавателей из Турции у нас не было. С другой стороны, сегодня стало понятно, что мы должны готовить выпускников, которые легко могли бы интегрироваться в европейский, а не только в восточный мир. Поэтому коллектив нашего многоязычного женского лицея работает над совершенствованием поликультурной среды. Углубленно изучаются английский и французский языки. Особое место в саморазвитии личности лицеисток занимают поездки в страны изучаемых языков. Ежегодная языковая практика в Турции, поездки в англоязычные страны, Францию являются обязательными в образовательном процессе в лицее».

    О существовании богослова Саида Нурси, книги которого искали в учебных заведениях Татарстана, в лицее №80 не подозревают. Нас заверили, что аттестат зрелости выпускницы получают государственного образца согласно своему статусу. В вузы поступают 100% выпускниц. Они обучаются в США, Турции, Германии, Чехии, Москве и Санкт-Петербурге. По мнению директора лицея, понимание особенностей культуры других народов благодаря полученным знаниям пяти языков облегчает успешную интеграцию девочек в интернациональное сообщество. Увеличиваются шансы для получения достойного места в жизни. Похоже, что так считает не только она: рейтинг татарско-турецких лицеев остается высоким.

    На снимке: В лицее N№80 о запрещенных книжках не слышали

  4. Альтернативное (и более правдоподобное изложение) и трактовка фактов от Вечерних Челнов:

    http://www.vechernie-chelny.ru/view.php?viewyear=2008&viewnum=12&viewart=7

    ТАТАРСКО-ТУРЕЦКИЕ ЛИЦЕИ:

    ЧЕМ НЕДОВОЛЬНА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*