В СЕТЯХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

Документ Без Имени

В минувшую среду в городе открылся еще один гипермаркет, 1047-й по счету объект торговли. Много это или мало? «Неделя» попыталась найти ответ на этот вопрос.

Где родился, там и пригодился…

Открытие гипермаркета «Эссен» в 65-м комплексе (за проспектом Яшьлек) было назначено на 10 часов утра. Затем торжество перенесли на 12 часов. Поговаривали, что будто бы сделали это по просьбе мэра города Ильдара Халикова, у которого появились срочные дела. Но и в полдень мэр не появился. Значит, были более важные заботы. Да и открытие гипермаркета в Набережных Челнах сегодня воспринимается не как знаковое событие, а скорее как рядовое. Ленточку перерезали начальник управления потребительского рынка и услуг исполкома города Раиса Султанова, генеральный директор ЗАО «Эссен продакшн АГ» Леонид Барышев и директор ООО «Оптовик» Вадим Махеев.

Объясняя журналисту «Недели» решение построить еще один большой магазин, Леонид Барышев заметил:

– Первый наш гипермаркет в поселке ЗЯБ стал очень популярным. Мы посмотрели генплан города, увидели, что здесь в течение ближайших лет будет идти массовая застройка, что в районе нужно создавать инфраструктуру. Поэтому проложили дороги, газ, в надежде на то, что в течение ближайших двух лет будем расти вместе с этим районом. Это первый объект соцкульбыта. Мы сделали так, что в новом гипермаркете более широкий ассортимент промышленных товаров, имеется специальная площадка под сезонную продажу, которая сейчас занята школьными товарами, большая зона собственного производства – сами печем хлеб, перерабатываем кур, мясо, изготавливаем кондитерские изделия и т. д. Ближе к осени тут откроется зона бутиков. Это первый корпус из четырех, которые планируется построить в данном районе.

 

Вы знаете, сейчас от многих людей приходится слышать, что в Набережных Челнах уже явный перебор с супер- и гипермаркетами. Рынок покажет. Обычно магазин на хорошие обороты выходит в течение года-двух. На самом деле, что касается торговли продуктами питания, может, дей-ствительно уже достаточно всего, ведь есть и другие виды, где еще мало конкуренции. Допустим, пока нет особой конкуренции в сфере торговли строительными материалами. Также очень мало развлекательных зон. Поэтому в наших планах строительство еще одного торгового комплекса рядом с территорией завода ячеистых бетонов, там же будет и аквапарк, – поделился Леонид Барышев.

ЗАО «Эссен продакшн АГ» позиционирует себя как локальный игрок на рынке Татарстана. В ближайшее время планируется вложить инвестиций порядка двух миллиардов рублей. Кроме двух гипермаркетов в Набережных Челнах, компания имеет свои магазины в Мензелинске, Азнакаево, Бугульме, Лениногорске, Чистополи, Альметьевске, Нижнекамске и Елабуге.

– За пределы Татарстана выходить не планируем, – признался Леонид Барышев, – нам и здесь работы хватает. Как говорится, где родился, там и пригодился.

…и наоборот

А вот другая республиканская сеть супермаркетов «Бахетле» (в переводе с татарского – счастливый) планирует усилить свои позиции на московском рынке. Компания надеется довести число магазинов в российской столице до 10 уже к 2010 году. На сегодня в нее входят три магазина в Москве, девять – в Казани, а также по одному в Набережных Челнах и Нижнекамске. В целом в ближайшие полтора года предполагается расширить сеть до 30 супермаркетов, а торговую выручку увеличить с пяти (по итогам 2007 года) до 22,5 млрд. рублей.

 

 

Аналитики отмечают, что у «Бахетле» есть все шансы для успешного развития. Так, по словам Якова Яковлева из банка «Зенит», средний чек в магазинах сети «Бахетле» в Москве составляет 814 рублей (в Казани – 443 рубля), в то время как средний показатель для московских супермаркетов составляет в среднем 300?400 рублей.

Отметим, что солидный чек достигается благодаря тому, что «Бахетле» работает не совсем в традиционном формате. Упор компании идет на готовую еду по домашним рецептам. Продажи кулинарии в «Бахетле» составляют до 40% от общего товарооборота компании.

Нетрадиционные решения в этой компании, видимо, приветствуются. Потому что свой второй супермаркет в Набережных Челнах «Бахетле» строит тоже не совсем привычным методом. Как удалось узнать журналисту «Недели» из надежных источников, когда компания начала переговоры с руководством города по этому поводу, в исполкоме ответили, что желательно бы строить не магазин, а жилье. Тогда компания решила построить в 62-м комплексе 10-этажный жилой дом, а на первом этаже разместить магазин, склады и офисы.

К слову, заметим также, что в 60-м комплексе планируется строительство супермаркета торговой сети ОБИ.

 

 

До Европы еще далеко

Сколько же можно строить этих супер- и гипермаркетов?! Должно же это все когда-то закончиться, спросит заинтересованный читатель. Иными словами, когда же насытится рынок?

По данным компании INFOLine, уже наблюдается тенденция снижения темпов роста количества магазинов в России. Если два года назад он был на уровне 20%, то в 2007 году – 15%. Наиболее динамичный рост продемонстрирует формат гипермаркета, который в 2008-2010 будет являться наиболее перспективным для регионов. Драйверами развития этого формата станут «Магнит», «Вестер», «Ашан», «МЕТРО Кэш энд Керри» и X5 Retail Group. Суммарно аналитики INFOLine прогнозируют открытие в 2008 году ведущими ритейлерами около 60 объектов.

Как показал опрос 250 розничных компаний из 23 европейских стран, для мировых розничных сетей в ближайшие пять лет нет более привлекательного места для развития, чем Москва. Девять процентов ретейлеров планируют выйти на российский рынок в ближайшие пять лет, а 17% уже ведут здесь свой бизнес. Второй по величине город России Санкт-Петербург занял в опросе второе место; Прага, Любляна и Братислава вошли в первую пятерку. Единственным городом Западной Европы, вошедшим в десятку, стал Амстердам, разделивший 10-е место с Киевом.

 

«Бахетле» строит не только супермаркет, но и жилой дом

 

Особенный рост рынка ожидается в регионах России. Аналитики подсчитали, что общая площадь дефицитных сегодня качественных торговых комплексов к 2010 году может увеличиться в стране примерно на 10-13 млн. кв. м, а к 2012 году достичь 45-48 млн. кв. м. По объему рынка торговых площадей вслед за Москвой и Петербургом идут Новосибирск, Екатеринбург и Самара, где размер рынка достигает 2-2,5 млрд. долларов, а площадь торговых центров – 400-550 тыс. кв. м, а также Нижний Новгород, Казань и Челябинск, размер рынка которых оценивается в 1,5-2 млрд. долларов, а торговая площадь в 350-400 тыс. кв. м. В остальных городах – даже, например, в таких крупных, как Ростов-на-Дону, Тюмень, Саратов, Волгоград и Уфа – объем рынка не превышает 1-1,5 млрд. долларов и 200-350 тыс. кв. м.

В большинстве городов России спрос на торговые центры еще очень далек от удовлетворения. В США, например, обеспеченность торговыми площадями современного уровня в сегменте продуктового ретейла составляет 422 кв. м на тысячу человек, во Франции – 273 кв. м, в Испании – 233 кв. м, Германии – 208 кв. м, в Южной Корее – 137 кв. м, в Чехии – 134 кв. м, а в России – пока всего 119 кв. м. А если брать в расчет не только современные продоволь-ственные гипер- и супермаркеты, а все торговые объекты в целом, то показатели обеспеченности торговыми площадями в стране будут выглядеть еще хуже. Возьмем для примера наш город. Общая площадь предприятий торговли Набережных Челнов составляет 411,3 тыс. кв. м, из них 60 тыс. приходится на торгово-развлекательные комплексы, 186,4 тыс. кв. м – на предприятия, площадь которых не менее 400 кв. м.

 

Челнинская торговля здорово изменилась

 

Эксперты считают, что в ближайшие пять-шесть лет в стране будет введено в эксплуатацию около 10 млн. кв. м торговых площадей при условии сохранения стабильности развития сектора и отсутствия кризисов в экономике. При этом общий объем инвестиций в регионы может составить порядка 15 млрд. долларов. К 2012 году емкость рынка торговой недвижимости в России может достичь 42-45 млн. кв. м, из которых 28-30 млн. кв. м будет приходиться на региональный рынок.

Завышенные ожидания

Почему же тогда не всем торговым сетям, пришедшим в Набережные Челны, удалось закрепиться в городе? Например, «взять» наш город не смогли «Рамстор» и «Магнит», у которого из семи магазинов осталось только два. Если судить по Интернет-публикациям, не очень хорошо идут дела у «Гроссмарт». Регулярно на сайте Московского арбитражного суда появляется новая информация об исках к компании «Элекскор» – управляющей компании сети «Гроссмарт».

Среди кредиторов, пытающихся через суд добиться возврата долгов, есть и иностранные организации, например, французский банк BNP Paribas Vostok и ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». В общей сложности кредиторы и поставщики требуют выплаты им более 1 млрд. рублей. Многие иски рассмотрены и удовлетворены судом.

Так, 23 июня арбитражный суд постановил, что ООО «Элекскор» обязано вернуть Альфа-Банку долг по кредитам в размере 125,8 млн. руб. Также в Лондонском арбитражном суде готовится к рассмотрению иск бывших владельцев сети «Продмак» к холдингу «Марта» из-за возникших разногласий во время заключения сделки. Сообщалось о том, что в некоторых городах, где находятся магазины сети «Гроссмарт», например, в Казани, сейчас происходит распродажа товаров со значительными – до 30% – скидками.

– Просто у москвичей были завышенные ожидания. У нас и зарплата, и покупательская способность значительно ниже, чем в Москве. Поэтому позиционирование некоторых московских игроков нужно было трансформировать с учетом местных условий. Рынок у нас растет немножко с опозданием, к московскому уровню потребления мы подойдем лет через пять-десять, – считает Леонид Барышев.

 

С улицы Кооперативной исчезнут торговые ряды

 

– Те, кто не закрепился на челнинском рынке, элементарно не выдержали конкуренции, – считает Раиса Султанова. – Во-первых, в город одновременно пришли несколько федеральных торговых сетей, которые конкурировали между собой, а также с региональными сетями. Приход москвичей подстегнул и наших. Посмотрите, какими темпами развиваются ТД «Челны-Хлеб», «Камилла», «Славный», тот же «Эссен». Благодаря «федералам» челнинская торговля здорово изменилась. Если пару-тройку лет назад средняя зарплата по отрасли составляла около 5000 рублей, то сегодня она перевалила за 10 тысяч рублей. Кроме того, все новые сети регистрируются на налоговый учет в Набережных Челнах, тем самым пополняют городской бюджет. На самом деле, для рядового покупателя чем больше магазинов, то есть конкуренции, тем только лучше, – сказала Раиса Султанова.

Местных не обижать!

Лучше не только покупателям, но и производителям. Потому что когда в городе присутствует федеральная торговая сеть, в нее легче попасть. Яркий тому пример – челнинский кондитерский комбинат «Акульчев». Это един-ственное в России предприятие, выпускающее мягкие вафли, криспы и кремблы. Свою продукцию комбинат реализует через гипермаркеты «Перекресток», и не только в Татарстане, но также и в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Ижевске, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Перми, Уфе, Челябинске и т. д. Работает комбинат и с ближним зарубежьем: Беларусь, Казахстан, Украина.

– Пока нам не покажут договора поставок продукции, заключенные с местными товаропроизводителями, мэр города добро на открытие не дает. Еще до открытия магазина мы по несколько раз перепроверяем, какие вопросы к сетям есть у местных товаропроизводителей, чтобы еще до открытия магазина их отрегулировать, – заметила Раиса Султанова.

ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО…

У каждой медали есть две стороны. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть. Супер- и гипермаркеты потихонечку вытесняют с рынка… рынки. Впрочем, свою лепту вносит и государство. В соответствии с федеральным законом №271 «О розничных рынках», с 1 января 2010 года все рынки должны находиться под крышей в стационарных объектах. То есть вся уличная торговля – палатки, контейнеры и так далее – уйдет в небытие. Хотя и без этого закона за последний год – с июня 2007 года по июнь 2008-го – из 30 челнинских рынков осталось только девять. Остальные превратились в магазины, торговые дома и так далее.

– С 10 августа начнем частично освобождать от торговцев улицу Кооперативную, – поделилась с «Неделей» Раиса Султанова. – А с 16 февраля 2009 года заканчивается срок договора аренды и улица очистится полностью.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*