«ПОЕЗДКА В ТАТАРСТАН – ЭТО ПОКЛОН МОЕЙ МАМЕ!»

Документ Без Имени

В ноябре свой 80-летний юбилей отметит надежный Гоша из «Москвы слезам не верит», честный и порядочный Саша Румянцев из «Дела Румянцева», отчаянный гимнаст Тибул из «Трех толстяков», а в миру народный артист СССР, киноактер Алексей Баталов.

«Бугульма моего детства ничего общего с тем,
что я увидел сейчас, не имеет»

 

На прошлой неделе Алексей Владимирович посетил наши края, побывав в городе своего военного детства – Бугульме, где в марте городскому театру было присвоено его имя. Об этом периоде, о том, какие студенты учатся на курсе Баталова и будет ли актер сниматься в продолжении фильма «Москва слезам не верит», известный артист рассказал корреспонденту «Недели» Сергею Кочневу.

– Алексей Владимирович, с началом войны ваша семья эвакуировалась в наши места, но почему вы оказались именно в Бугульме, а не в Елабуге или, допустим, Чистополе?

– Я был во всех городах в первый год эвакуации, но, так как нас у мамы было трое, мы ехали туда, где можно было снять жилье подешевле… Жить-то было не на что, как и многим другим людям.

– Но и в Бугульме, стоит полагать, было не без трудностей?

– Изначально – ужасно: жили в трех домах, и хотя везде нас встречали очень хорошие люди, места было мало. Чужой дом, я спал на полу, одна комнатка… Я и приезжал в Бугульму именно для того, чтобы поклониться и встать на колени перед мамой, которая все это выдержала и как-то нашла людей, убедила их – и закончилось все это холодным, разрушенным, но все-таки театром. Театром, в котором играли спектакли, театром, который она невероятным образом собрала на моих глазах. И недавняя поездка была в память о ней. В этом году маме исполнилось бы 100 лет.

 

– Вы ведь также помогали тогда маме, которая стала режиссером театра, и начинали, если не ошибаюсь, как рабочий сцены?

– Я работал помощником художника. Для фронта он не подошел, поскольку был уже старый, но был настоящим сценическим мастером, а я ему помогал строить декорации из холста и реек за пять копеек, ставил свет – бегал и помогал!

– По сути, Бугульма Алеши Баталова – это учеба и работа?

– Учился я безобразно, потому что все эти переезды, о которых я вам сказал, начисто лишили меня главного в школе – умения грамотно писать, владеть языком. К тому же разные школы – это разный уровень изучения математики и других предметов. Со школой было очень тяжело.

– Но вы ее все-таки закончили?

– Да, но я настолько был негодным учеником, что заканчивал школу рабочей молодежи: нормальной школы для меня не оказалось и в Москве!

– Что ставил в ту пору бугульминский театр под руководством вашей мамы?

– Началось все с водевилей и маленьких военных сценок с участием двух-трех человек, которые мы показывали в госпиталях. А когда труппа стала больше, то уже ставили вещи посерьезнее – пьесы «Русские люди», «Любовь к трем апельсинам». Наше пребывание в Бугульме закончилось немного фигурными, но все же спектаклями.

– Много ли в современной Бугульме осталось от города 60-летней давности?

– Это другой мир, другой город! В той Бугульме на всех улицах были только лошади и военные машины – больше ничего! Ничего общего с тем, что я увидел сейчас, нет!

 

– А дом, в котором жили вы, остался целым?

– Нет. На той улице совсем другие дома, асфальт положен. А тогда у нас в доме была печка русская (соответственно, был хлеб), зимой в наших сенях проживал теленок, чтобы не замерзнуть во дворе, и это после московского писательского дома!

– Вы работаете со студентами – главной аудиторией наших кинотеатров. Просматриваете ли вы с ними последние работы в нашем кинематографе?

– Они обязательно смотрят классику, чтобы иметь настоящее представление о кино, а, касаясь современных фильмов, здесь нет специальных указаний. Это дело их выбора. Студенты – молодые люди, и, конечно, у них есть свои симпатии, но, когда они сталкиваются с классикой, они даже удивляются и открывают для себя новый музей.

– Как-то вы сказали, что большинство молодых идет в актеры для того, чтобы «засветиться» в телевизоре. Вы остались при своем мнении?

– Абсолютно. В этом году на 20 мест на актерское отделение было прослушано 2300 человек! От этого чуть не умерли педагоги, но я называю правильную цифру!

– Вы снялись в экранизации чеховской «Дамы с собачкой», а как режиссер сняли «Шинель» по Гоголю и «Игрок» по Достоевскому. Экранизацию литературной классики критики приветствуют, в отличие от показа картин об исторических личностях – Есенине, Брежневе, Серовой…

– Для человека, который ничего не знает, это встреча с тем персонажем, которого показывают. Когда первое представление оказывается для человека открытием, то это одна реакция. Если же вы обожаете Есенина, то смотрите на него с пристрастием, – тогда тут другое, конечно.

 

Снимется ли А. Баталов в продолжении фильма
«Москва слезам не верит»?

– А как быть с фильмами о Великой Отечественной войне? Их тоже снимается много, но почему зритель верит старым картинам, в том числе и знаменитому фильму «Летят журавли», где снимались вы, а не новинкам?

– Тогда были свидетели, и сейчас не хватает именно прямых свидетелей того, что было, и знаний, а это очень важный фактор. А сегодня что гражданская война, что отечественная – для молодого человека они одинаковы. Он отодвинут от тех событий, и они для него экранные, а для нас были реальные.

– Но выдумок-то много, вы согласны?

– Все для того, чтобы завлечь зрителя!

– Вам не больно от этого?

– А я не смотрю.

 

– Алексей Владимирович, в этом году Владимир Меньшов заявил, что решился снимать продолжение фильма «Москва слезам не верит». До вас эта информация не доходила?

– Такие разговоры шли очень и очень давно, но до тех пор, пока не будет материала для фильма, все это будет журнальными разговорами, а не реальностью.

– Вам бы хотелось продолжения этой истории? Вы бы дали согласие сниматься?

– Это как сказать! Смотря как все повернется в сюжете, поскольку слом эпох был невероятный – все изменилось в быту, на улице. Другое время…

– По традиции, Алексей Владимирович, ваши пожелания всем читателям газеты «Челнинская неделя».

– Огромное спасибо за то, что в Бугульме сохранили театр как память о моей маме. Всем читателям я желаю, чтобы вам было интересно ходить как в кино, так и в театр.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*