Из всех «дочек» Камского автозавода дизелистам выпала самая сложная судьба. Можно сказать, что ОАО «КАМАЗ-Дизель» родилось дважды. В первый – когда 4 декабря 1975 года был выпущен первый двигатель, второй раз, как птица Феникс, оно возродилось в буквальном смысле из пепла – после пожара 1993 года, когда огонь за считанные часы уничтожил большую часть того, чем гордились дизелисты. Но сильным духом испытания – только на пользу. Достойно преодолев все трудности, предприятие сегодня уверенно держится в первой десятке производителей дизельных двигателей в мире. Флагман отрасли
|
||
|
||
В августе 2007 года завод отправил потребителям почти 6000 таких агрегатов. В этом году в рамках освоения новой продукции планируется выпуск почти 12000 восьмицилиндровых двигателей «Евро-3». Для освоения и выпуска новой продукции на заводе провели модернизацию производства, закупили дополнительное оборудование для выпуска новейших деталей к новым двигателям. В итоге и по объемам производства, и по технической подготовке и оснащенности ОАО «КАМАЗ-Дизель» опередит крупнейшее предприятие отрасли – ОАО «Ярославский моторостроительный завод». Будущее – за «Евро-3» и «Евро-4» Камазовские машиностроители, в том числе и дизелисты, тесно связаны с экономикой страны. Чтобы не только удерживать завоеванные на рынке позиции, но и преуспеть, им необходимо учитывать запросы потребителей, отвечать на мировые тенденции в своей области. А они таковы, что экологические требования к автомобилям ужесточаются с каждым годом. В частности, уже с 2010 года в стране вводятся стандарты «Евро-4». Подготовку к этому рубежу в ОАО «КАМАЗ-Дизель» ведут в течение всех последних лет. На заводе уже освоен выпуск двигателей уровня «Евро-2». Одновременно ведется и подготовка оборудования для серийного производства «Евро-3». Кроме того, совместно с фирмой «Bosch» «шлифуются» технологии и конструкции для изготовления опытной партии двигателей «Евро-4». Уже получен сертификат на производство газовых двигателей этого уровня. Совместно с конструкторами НТЦ ведется доработка конструкций и подготовка производства по выпуску газовых двигателей на автобусы, автомобили КАМАЗ и стационарные установки. Для успешного выполнения этой работы большое значение имеет деятельность совместных предприятий, созданных с мировыми лидерами в области автокомпонентов. СП с немецкой фирмой «Цанрад фабрик» было организовано для выпуска 5000 коробок передач для автомобилей КАМАЗ. Сейчас совместное предприятие расширяет деятельность: ведет активную подготовку производственных площадей в заводском корпусе ОАО «КАМАЗ-Дизель», закупает более 60 единиц нового оборудования и с 2009 года собирается выпускать до 89000 коробок перемены передач.
|
||
|
||
Двигатели нужны разные… Основным заказчиком ОАО «КАМАЗ-Дизель» остается автомобильный завод «КАМАЗа». Однако на предприятии не оставляют без внимания и сторонних потребителей. Продукцией диверсификации на заводе занимаются со всей серьезностью. Сегодня дизелисты пытаются не только вернуться, но и расширить утраченные в кризисные годы сегменты рынка. В советское время, например, крупными потребителями камских двигателей были Уральский автомобильный, Ликинский и Львовский автобусные заводы. Сотрудничество с ними возобновилось и с каждым годом расширяется. Так, в прошлом году предприятие поставило ЛиАЗу более 350 двигателей «Евро-3» и Евро-4». Всего сторонним потребителям реализовано 978 двигателей и силовых агрегатов. В этом году «КАМАЗ-Дизель» в рамках программы сотрудничества адаптирует двигатели уровня «Евро-3» на автобусы Ликинского завода, предназначенные на экспорт, разрабатывает силовой агрегат для установки в сочлененный автобус, ведутся переговоры об оснащении этих автобусов газовым двигателем. Одновременно идут испытания новых моделей двигателей и силовых агрегатов для самосвала «КрАЗ-65055», грузовиков «МАЗ», на вездеходы-амфибии «Арктика», предназначенные для нефтяников и газовиков Сибири. На разработку новых моделей в этом году выделяется 2,9 млрд. рублей. Расширяется сотрудничество с «БелРусАвто». Камазовские специалисты адаптировали двигатели уровня «Евро-2» к грузовикам «МАЗ». Сейчас 50 таких автомобилей проходят эксплуатационные испытания. Двигателями «Евро-2» стали оснащать и несколько моделей тракторов «Беларусь» Минского тракторного завода. Одно из многообещающих направлений – оборудование двигателями КАМАЗ сельскохозяйственной техники – комбайнов и тракторов различных производителей. С 1996 года завод участвует в масштабном проекте по замене двигателями «КАМАЗ» вышедших из строя моторов сельхозтехники Татарстана. Сейчас более 30% парка «Татсельхозтехники» оснащено двигателями «КАМАЗ». Примерно треть из них составляют комбайны «Дон-1500». «КАМАЗ-Дизель» разработал четыре типа моторов для сельхозтехники «Ростсельмаша». Интересен опыт завода в области замены выработавших свой ресурс моторов импортных автобусов. В Башкортостане камскими двигателями оснастили несколько автобусов «Мерседес». Есть опыт их установки и на автобусы «Кароса». Говоря о продукции диверсификации, нельзя не упомянуть и о работе по производству газовых двигателей. Они намного экологичнее, и топливо для них дешевле дизельного. Сегодня собраны и проходят испытания пять серийных газовых двигателей. Продукция «КАМАЗ-Дизеля» востребована не только в автомобилестроении, но и в других областях народного хозяйства. Они применяются как передвижные электростанции, силовые установки для нефтяников, электросварочные установки.
|
||
Социальной политике – особое внимание В ОАО «КАМАЗ-Дизель» работает около 8000 человек. Это один из самых многочисленных трудовых коллективов «КАМАЗа». Текучесть кадров здесь на уровне мировых стандартов – всего около 5%. Это говорит о продуманной социальной политике, которую проводят на предприятии. Самое главное – это постоянный рост зарплаты: средняя зарплата рабочих основных профессий составляет 17000 рублей, вспомогательных – 14000. По оформлению, оснащению, меню заводские столовые можно сравнить с городскими кафе. Есть дотация на питание, диетпитание, спецпитание для беременных работниц. Уделяют внимание на заводе и спортивным мероприятиям, развита художественная самодеятельность. А скоро откроется музей предприятия, которому решено присвоить имя первого директора завода Виктора Поташева. На особом контроле руководства и профкома предприятия – работа с молодежью и молодыми специалистами. «КАМАЗ-Дизель» охотно берет на практику учащихся техколледжа, создает благоприятные условия для первого знакомства с будущей профессией. Если молодой рабочий поступает в вуз и выбирает специальность, нужную заводу, два последних курса учебы ему оплачивает предприятие. Ежегодно в «КАМАЗ-Дизеле» проходит конкурс профмастерства для молодых рабочих. Победителей награждают путевками на отдых на Черноморском побережье. А в этом году для передовиков производства в пансионат «Нептун» организовали 11 заездов. Молодых специалистов, пришедших на завод после окончания вуза, поддерживают повышенной зарплатой. Не забывают в ОАО «КАМАЗ-Дизель» и про своих пенсионеров. Их немало – 2500. Все они раз в год получают от завода материальную помощь в размере 1300 рублей. Как и многие городские предприятия, в ОАО «КАМАЗ-Дизель» большое внимание уделяют благотворительности и шефской работе. За предприятием закреплены 22 городских учреждения! Это образовательные, музыкальные, художественные школы, детские сады, детский хореографический центр «Созвездие». В этом году в преддверии нового учебного года предприятие оказало им материальную помощь, выделив по 60 тысяч рублей.
|
||
|
||
на правах рекламы |