ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» – ЯРКАЯ ЗВЕЗДА В СОЗВЕЗДИИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОГИГАНТА

Документ Без Имени

Из всех «дочек» Камского автозавода дизелистам выпала самая сложная судьба. Можно сказать, что ОАО «КАМАЗ-Дизель» родилось дважды. В первый – когда 4 декабря 1975 года был выпущен первый двигатель, второй раз, как птица Феникс, оно возродилось в буквальном смысле из пепла – после пожара 1993 года, когда огонь за считанные часы уничтожил большую часть того, чем гордились дизелисты. Но сильным духом испытания – только на пользу. Достойно преодолев все трудности, предприятие сегодня уверенно держится в первой десятке производителей дизельных двигателей в мире.

Флагман отрасли

ОАО «КАМАЗ» – крупнейшая автомобильная корпорация России. Она занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е – по объемам выпуска дизельных двигателей. В завоевании зарубежного и российского рынков, симпатий и предпочтений потребителей компания возлагает большие надежды на ОАО «КАМАЗ-Дизель». Завод сегодня – крупнейшее в Европе предприятие, обладающее полным технологическим циклом производства дизельных двигателей, силовых агрегатов для грузовиков, автобусов, тракторов, комбайнов, судов, стационарных силовых установок для различных отраслей народного хозяйства, а также сцеплений, коробок передач и запчастей к ним.

Каждый из последних лет отмечен яркими событиями и производственными успехами. В прошлом году, например, предприятие не только наращивало объемы выпуска двигателей, соответствующих экологическим стандартам «Евро-2», но и занималось выпуском опытной партии двигателей «Евро-3».

В августе 2007 года завод отправил потребителям почти 6000 таких агрегатов. В этом году в рамках освоения новой продукции планируется выпуск почти 12000 восьмицилиндровых двигателей «Евро-3». Для освоения и выпуска новой продукции на заводе провели модернизацию производства, закупили дополнительное оборудование для выпуска новейших деталей к новым двигателям. В итоге и по объемам производства, и по технической подготовке и оснащенности ОАО «КАМАЗ-Дизель» опередит крупнейшее предприятие отрасли – ОАО «Ярославский моторостроительный завод».

Будущее – за «Евро-3» и «Евро-4»

Камазовские машиностроители, в том числе и дизелисты, тесно связаны с экономикой страны. Чтобы не только удерживать завоеванные на рынке позиции, но и преуспеть, им необходимо учитывать запросы потребителей, отвечать на мировые тенденции в своей области. А они таковы, что экологические требования к автомобилям ужесточаются с каждым годом. В частности, уже с 2010 года в стране вводятся стандарты «Евро-4».

Подготовку к этому рубежу в ОАО «КАМАЗ-Дизель» ведут в течение всех последних лет. На заводе уже освоен выпуск двигателей уровня «Евро-2». Одновременно ведется и подготовка оборудования для серийного производства «Евро-3». Кроме того, совместно с фирмой «Bosch» «шлифуются» технологии и конструкции для изготовления опытной партии двигателей «Евро-4». Уже получен сертификат на производство газовых двигателей этого уровня. Совместно с конструкторами НТЦ ведется доработка конструкций и подготовка производства по выпуску газовых двигателей на автобусы, автомобили КАМАЗ и стационарные установки.

Для успешного выполнения этой работы большое значение имеет деятельность совместных предприятий, созданных с мировыми лидерами в области автокомпонентов. СП с немецкой фирмой «Цанрад фабрик» было организовано для выпуска 5000 коробок передач для автомобилей КАМАЗ. Сейчас совместное предприятие расширяет деятельность: ведет активную подготовку производственных площадей в заводском корпусе ОАО «КАМАЗ-Дизель», закупает более 60 единиц нового оборудования и с 2009 года собирается выпускать до 89000 коробок перемены передач.

 

Евгений Федулов, гендиректор ОАО «КАМАЗ-Дизель»

Это будет не просто отверточная сборка, а полный комплекс механической и термической обработки деталей, сборка и испытание КПП.

С всемирно известной американской фирмой создано совместное предприятие «Камминз-Кама» по производству дизельных 4 и 6-цилиндровых двигателей. Сейчас СП ведет подготовку производственных площадей, приемку оборудования, обучение персонала. Начало производства запланировано на второе полугодие 2009 года.

Если говорить об основных направлениях технического развития ОАО «КАМАЗ-Дизель» в целом, они связаны с производством новых высокотехнологичных и современных двигателей и коробок перемены передач, соответствующих мировым стандартам. В то же время надо постоянно работать над уменьшением затрат на производство, чтобы снизить себестоимость продукции. Увеличение объемов за счет расширения модельного ряда, в том числе двигателей «Евро-3» и «Евро-4», обеспечит заводу конкурентоспособность на рынке.

 

Двигатели нужны разные…

Основным заказчиком ОАО «КАМАЗ-Дизель» остается автомобильный завод «КАМАЗа». Однако на предприятии не оставляют без внимания и сторонних потребителей. Продукцией диверсификации на заводе занимаются со всей серьезностью. Сегодня дизелисты пытаются не только вернуться, но и расширить утраченные в кризисные годы сегменты рынка. В советское время, например, крупными потребителями камских двигателей были Уральский автомобильный, Ликинский и Львовский автобусные заводы. Сотрудничество с ними возобновилось и с каждым годом расширяется.

Так, в прошлом году предприятие поставило ЛиАЗу более 350 двигателей «Евро-3» и Евро-4». Всего сторонним потребителям реализовано 978 двигателей и силовых агрегатов. В этом году «КАМАЗ-Дизель» в рамках программы сотрудничества адаптирует двигатели уровня «Евро-3» на автобусы Ликинского завода, предназначенные на экспорт, разрабатывает силовой агрегат для установки в сочлененный автобус, ведутся переговоры об оснащении этих автобусов газовым двигателем.

Одновременно идут испытания новых моделей двигателей и силовых агрегатов для самосвала «КрАЗ-65055», грузовиков «МАЗ», на вездеходы-амфибии «Арктика», предназначенные для нефтяников и газовиков Сибири. На разработку новых моделей в этом году выделяется 2,9 млрд. рублей. Расширяется сотрудничество с «БелРусАвто». Камазовские специалисты адаптировали двигатели уровня «Евро-2» к грузовикам «МАЗ». Сейчас 50 таких автомобилей проходят эксплуатационные испытания. Двигателями «Евро-2» стали оснащать и несколько моделей тракторов «Беларусь» Минского тракторного завода.

Одно из многообещающих направлений – оборудование двигателями КАМАЗ сельскохозяйственной техники – комбайнов и тракторов различных производителей. С 1996 года завод участвует в масштабном проекте по замене двигателями «КАМАЗ» вышедших из строя моторов сельхозтехники Татарстана. Сейчас более 30% парка «Татсельхозтехники» оснащено двигателями «КАМАЗ». Примерно треть из них составляют комбайны «Дон-1500». «КАМАЗ-Дизель» разработал четыре типа моторов для сельхозтехники «Ростсельмаша».

Интересен опыт завода в области замены выработавших свой ресурс моторов импортных автобусов. В Башкортостане камскими двигателями оснастили несколько автобусов «Мерседес». Есть опыт их установки и на автобусы «Кароса». Говоря о продукции диверсификации, нельзя не упомянуть и о работе по производству газовых двигателей. Они намного экологичнее, и топливо для них дешевле дизельного. Сегодня собраны и проходят испытания пять серийных газовых двигателей. Продукция «КАМАЗ-Дизеля» востребована не только в автомобилестроении, но и в других областях народного хозяйства. Они применяются как передвижные электростанции, силовые установки для нефтяников, электросварочные установки.

 

 

Социальной политике – особое внимание

В ОАО «КАМАЗ-Дизель» работает около 8000 человек. Это один из самых многочисленных трудовых коллективов «КАМАЗа». Текучесть кадров здесь на уровне мировых стандартов – всего около 5%. Это говорит о продуманной социальной политике, которую проводят на предприятии. Самое главное – это постоянный рост зарплаты: средняя зарплата рабочих основных профессий составляет 17000 рублей, вспомогательных – 14000. По оформлению, оснащению, меню заводские столовые можно сравнить с городскими кафе. Есть дотация на питание, диетпитание, спецпитание для беременных работниц. Уделяют внимание на заводе и спортивным мероприятиям, развита художественная самодеятельность. А скоро откроется музей предприятия, которому решено присвоить имя первого директора завода Виктора Поташева.

На особом контроле руководства и профкома предприятия – работа с молодежью и молодыми специалистами. «КАМАЗ-Дизель» охотно берет на практику учащихся техколледжа, создает благоприятные условия для первого знакомства с будущей профессией. Если молодой рабочий поступает в вуз и выбирает специальность, нужную заводу, два последних курса учебы ему оплачивает предприятие. Ежегодно в «КАМАЗ-Дизеле» проходит конкурс профмастерства для молодых рабочих. Победителей награждают путевками на отдых на Черноморском побережье. А в этом году для передовиков производства в пансионат «Нептун» организовали 11 заездов. Молодых специалистов, пришедших на завод после окончания вуза, поддерживают повышенной зарплатой.

Не забывают в ОАО «КАМАЗ-Дизель» и про своих пенсионеров. Их немало – 2500. Все они раз в год получают от завода материальную помощь в размере 1300 рублей. Как и многие городские предприятия, в ОАО «КАМАЗ-Дизель» большое внимание уделяют благотворительности и шефской работе. За предприятием закреплены 22 городских учреждения! Это образовательные, музыкальные, художественные школы, детские сады, детский хореографический центр «Созвездие». В этом году в преддверии нового учебного года предприятие оказало им материальную помощь, выделив по 60 тысяч рублей.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Дизелисты из года в год наращивают объемы производства. В 2005 году с конвейера ОАО «КАМАЗ-Дизель» сошло более 40000 единиц продукции, в 2006 – 52700, по итогам прошлого года реализовано более 62000 двигателей. Такой уровень был достигнут впервые со времен пожара 1993 года.

В 2007-м году по объему выпущенной продукции «КАМАЗ-Дизель» занял 8-е место среди предприятий двигателестроения в мире. В этом году планируется довести выпуск двигателей и силовых агрегатов до 70000.

 

на правах рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*