ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА: КОГДА ОН НАЧНЕТСЯ?

Untitled Document

Кризис – это сегодня тема номер один. Наша газета продолжает знакомить вас с мнениями авторитетных людей по данному поводу. На этот раз мы решили обсудить нефтяной вопрос, который является ключевым как для Татарстана, так и России. Наш собеседник – депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, кандидат экономических наук, заслуженный юрист России Валерий Драганов.

 

 

Нефть дешевеет,
а бензин не спешит


– Валерий Гаврилович, сейчас цены на нефть колеблются на рынке от 55 до 65 долларов. Скажите, пожалуйста, какая цена является для России приемлемой?

– Я, наверное, выскажу непопулярную точку зрения, но 95 долларов за баррель – это расчет бюджета. И, исходя хотя бы из формальных соображений, не могу себе позволить снижать этот прогноз. С другой стороны, я реалист и вижу, что происходит в мировой экономике и у нас. Поэтому, если цена не стабилизируется и будет медленно падать, для российской экономики может наступить очень тяжелое время.


– По одной из версий, СССР развалился из-за низкой цены на нефть, из-за ее намеренного занижения со стороны араб-ских стран. Не повторяется ли история и сейчас, и не приведет ли это к развалу России?

– Я бы не стал проводить такие аналогии: мы живем в другом мире, в котором нет противостояния России и США. Здесь бы я привлек ваше внимание к другому фактору: сегодня Россия, как энергетическая держава, демон-стрирует желание конкурировать на равных на мировом рынке. Она не диктует условия – она выступает равноправным, сильным энергетическим субъектом! Россия всегда призывала к созданию дифференцированных рынков. Наша страна не монополизировала какое-то конкретное направление и неоднократно демонстрировала необходимость интеграции.

Сегодня экономика и политика опять сошлись и встали рядом. С одной стороны, – кризис, с другой, – международные институты не справляются с оптимальным регулированием для его предот-вращения. Поэтому обрушить Россию или поставить ее в тяжелое положение – это безумие, и никто этого делать не станет. Это первое. А второе и самое важное: конкурентная экономика России – это уже не только энергетика. Если семь лет назад валовой внутренний продукт наполнялся едва ли не на три четверти (75%) за счет энергоносителей, то сегодня этот баланс составляет 50-55% ВВП. Экономика укрепляется, создаются новые направления, новые рабочие места. Мы стали одной из экономик с очень низким процентом безработицы.

А советская система пострадала из-за того, что была не способна конкурировать с Западом в инновационной сфере.


– Мы говорим, что у нас рынок, что Россия – демократическая страна. Но в США при падении цен на нефть на 50% розничные цены на бензин снизились на 30%, а у нас при почти трехкратном падении цен на нефть 92-й бензин подешевел с 24 рублей до 22-х (только на 10%). Почему так?

– Может, мой ответ будет не прямым, но я считаю, что чем быстрее правительство внесет меры по изменению методики экспортной пошлины, тем быстрее это скажется на внутреннем рынке.

 

Когда перейдем
на рубли?

 

– В недавнем послании президент Дмитрий Медведев высказал мнение о продаже нефти за рубли. Возможен ли такой вариант на мировом рынке, и когда этот процесс может начаться?

«К весне уже заработают те меры,
которые сейчас приняли Госдума и правительство»

– Это возможно, хотя и не так быстро. Главное – это желание участников рынка, конкретных стран. В послании эта идея прозвучала не впервые – там она лишь получила политическую формализацию. В ближайшее время идея получит еще правовое и юридическое закрепление. В Госдуме сегодня разрабатываются соответствующие законопроекты.
И это будет еще одним подтверждением необходимости многополярного экономико-финансового взаимодействия, когда существует не только союз «доллар-евро», но и «доллар-евро-рубль». Эта конкуренция пойдет на пользу всем, она будет работать в формуле «предложение-цена» и будет оказывать свое влияние.

Кроме того, существуют еще устойчивые поставщики и потребители нефти, которые не нуждаются в долларовом расчете. Почему бы им не делать это в рублях? Думаю, это прогрессивная мера, и в политическом плане престиж России от этого только повысится, а влияние окрепнет.

 

– В России уже заработала топливная биржа. Оказывает ли она какое-то влияние на цены и не на нее ли возлагается цель торговли в рублях?

– Идея биржи возникла задолго до идеи рублевого расчета. Это просто тот случай, когда разные идеи совпали в нужное время хорошим образом. На топливной бирже торговля производится в рублях. При этом биржа уже оказала и продолжает оказывать большое влияние на цены внутреннего рынка (только внутреннего), которые лучше, чем мировые.


– Может быть, снижение цен на нефть следует использовать для удешевления нефтепродуктов, снижения инфляции и себестоимости производимой в России продукции и соответ-ственно роста ее конкурентоспособности?

– Нефтяной сектор – это высокотехнологичный сектор, и добавленная стоимость здесь не меньше, чем в машиностроении и переработке. Из нефти производятся бензин, химические изделия и многое другое. У нефтяников сегодня издержки очень большие. Даже при очень высокой цене на нефть они выплачивали высокую экспортную пошлину. И многие вопросы возникли уже давно, кризис их только обострил: не хватало денег на модернизацию, новые источники нефти. А в условиях экономического кризиса благополучие сырьевого энергетического сектора чрезвычайно важно, поскольку он имеет мощнейшее влияние на все сферы бизнеса. И, конечно, не случайно, что депутаты Госдумы и правительство уделяют этим проблемам такое внимание. Подтверждением тому стала встреча премьера Владимира Путина с главами пяти ведущих российских нефтяных компаний.

 

 

– Связаны ли между собой падение цены на нефть и рост котировок доллара?

– В кризисные времена парадоксы могут быть самые неожиданные. Можно эту связь обосновать, жестко увязать и доказать, как, впрочем, можно доказать и обратное. Разумные и точные расчеты возможны только в стабильное время.


– Валерий Гаврилович, как вы считаете, сколько этот кризис может продлиться?

– Мне кажется, что декабрь и январь пройдут по пути сокращения бизнес-планов, некоторые компании будут работать на склад… И это плохо. А к весне уже заработают те меры, которые сейчас приняли Госдума и правительство. В январе должны дать отдачу меры финансового сектора, а реальный сектор их почув-ствует с марта.

Поэтому сейчас самый важный вопрос – это вопрос спекуляции. С одной стороны, банки которым выделили финансовые средства, не нарушают законов, с другой, они начинают спекулировать средствами, которые им выделили для кредитования реального сектора.

Это тот случай, когда морально-этические нормы, сознание, гражданственность, если хотите, и мой пафос – уверяю вас: пафос порядочного российского гражданина! – должны быть выше юридических норм!

 

Нефтяникам могут заменить налог

– Недавно задним числом были приняты новые экспортные пошлины. Будут ли они еще снижаться?



Возникает вопрос: как регулировать налогообложение и экспортную пошлину? Напомню, что сегодня по закону о таможенном тарифе этот расчет делается за период двухмесячного мониторинга, а потом в действие вводится новая пошлина. И получается, что последняя база расчета для нынешней пошлины приходится на лето. Как раз на самый пик цен! Сейчас она установлена с 19 сентября, но действует с 1 октября и расчет идет из цены нефти за июль-август.
В условиях роста мировых цен на нефть государству это было выгодно. Но сейчас, когда цена резко падает, это явно непропорционально увеличило нагрузку на нефтяную отрасль.
Не случайно в известном постановлении правительства, направленном на оздоровление ситуации в российской экономике, предусмотрено сокращение сроков мониторинга до одного месяца.
И если говорить о нефтяниках, могу сказать, что возможна замена налога на добычу полезных ископаемых налогом на прибыль. Сейчас проводятся расчеты, и если будут подтверждены сохранение доходной части бюджета и регулирующая функция новой ставки, будет идеально. Совпадут фискальная и регулирующая функции. Вопрос в том, какую прибыль будут объявлять компании? Сегодня дискуссия по этому поводу идет по нарастающей. Существуют и другие меры поддержки нефтяников, но финансовые вливания в этот сектор должны быть осторожными и умеренными, а приоритет нужно отдать правильному регулированию в налоговой
и лизинговой части.

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. RE: Президент США защищает свободный рынок

    Анекдот от МАРНИЧа.

    =============================

    Брюнетка спрашивает у блондинки.

    Слушай подружка, я вроде всё знаю, с красным дипломом кончила, но вот одного никак в толк не возьму.

    Почему первый саммит G20 называют антикризисным, а не антит-рористическим, хотя раньше утверждали, что именно Аль-каида ставит перед собой цель глобальной дестабилизации?

    Блондинка напряглась, глянула в зеркало, снова расслабилась и отвечает.

    Дело в том, что под определение «кризиса» по Бушу целый ряд участников фондового рынка подпадают ошибочно, а под определение «т-роризма» они могут попасть безошибочно.

    —————————

    * — Кто из Вас намерен продолжить обсуждение этого вывода в блоге автора, тот должен сначала помочь моему (или нашему общему) блогу стать финалистом самого престижного конкурса, чтобы каждый участник дискуссии мог обращаться через победивший блог к большой аудитории и получать от неё живой отклик, а не разбрасывать драгоценные семена в горячий сухой песок. http://www.thebobs.com/index.php?w=1222742348477921NYAXPHUK

    А чтобы помощь была эффективнее, начните знакомство с проектом отсюда

    http://demo3.iboards.ru/viewtopic.php?f=4&t=16&p=97#p97

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*