ПАЛКИ В КОЛЕСА АВТОПРОМУ

Untitled Document

Надежды автолюбителей на «кризисное» снижение цен не оправдались. В начале декабря появилась информация о подорожании иномарок и отечественных авто. И это несмотря на то, что автозаводы вынуждены уходить на новогодние каникулы с заполненными до отказа складами. Мы попытались выяснить, какие неприятные сюрпризы ждут тех, кто планирует покупку машины, и кто ее уже приобрел.

 

Не все иностранные компании негативно относятся к повышению пошлин на иномарки

 

TOYOTA решила не ждать нового года

 

Японские производители первыми подняли цены. Автоконцерн Toyota с восьмого декабря увеличил стоимость продаваемых в России автомобилей на 6,6%, объясняя это ростом курса доллара. Изменение цен коснется всех моделей, кроме Toyota Camry российской сборки, так как производственные расходы на нее исчисляются в рублях.

Председатель правления Toyota Motor Corporation Фудзио Чо в интервью газете «Ведомости» сообщил, что сокращений сотрудников компании на российском заводе не будет. Глава Toyota надеется, что «автопром двух стран, России и Китая, станет локомотивом в финансовом кризисе и вытянет всю экономику».

Volvo подорожает на 10-15%. Причем эта «наценка» распространится не только на новые модели, но и на прошлогодние авто. Если дилеры автозавода не примут маркетинговых решений, то модели старого года будут продаваться по новым высоким ценам. Компания объясняет принятое решение укреплением шведской кроны по отношению к рублю.

Ford собирается подорожать на пять процентов. С нового года самые популярные марки, такие, как Fiestа, Ford Fusion, Ford Focus, будут стоить на 18-27 тысяч рублей больше. Ценовая категория этих моделей варьируется, в зависимости от комплектации, от 380 до 500 с небольшим тысяч рублей. Ford Mondeo подорожает на 27-45 тысяч рублей.

Автомобилям этих марок не грозит долгое ожидание владельца. В связи с кризисом спрос на машины низкой и средней ценовой категории – до 600 тысяч рублей – увеличится.
В октябре 2008 года продажи Ford в России упали, однако это не помешало модели Ford Focus стать самой продаваемой иномаркой в России. Об этом свидетельствует статистика Ассоциации европейского бизнеса.

Пока лидерство по скачку цен держат китайские автопроизводители. На 15-20% подорожает весь модельный ряд Great Wall, BYD, Brilliance и FAW. Значительное повышение стоимости объясняется высоким спросом на китайские машины.
«АвтоВАЗ» тоже повышает цены на машины, но не с начала года, а с 26 января 2009 года. Скромный рост составит 2-3%.

 

«Не стоит вкладывать хорошие деньги в плохое место»

 

– заявил Джордж Буш в интервью телекомпании Эй-би-си по поводу финансовой помощи трем американским автогигантам. От мирового финансового кризиса больше всех досталось «большой детройтской тройке» – General Motors, Ford и Chrysler.

Лауреат Нобелевской премии, профессор Принстонского университета Пол Кругман сделал свой прогноз о будущем американского автопрома. Как сообщает РБК со ссылкой на Associated Press, известный учёный-экономист считает, что американское автомобилестроение может потерпеть полный крах. Он скептически относится к плану федеральной помощи автоконцернам – General Motors, Ford и Chrysler – и считает, что это принесет лишь временное облегчение. Намерение конгресса США помочь автоиндустрии отражает, по мнению Кругмана, «нежелание признаться самим себе в том, что крупный промышленный сектор разваливается уже в середине экономического кризиса».

«Большой детройтской тройке» все-таки дадут денег, но только часть. Автогигантам решено выделить 14 млрд. долларов, это чуть меньше половины из запрашиваемых 34 млрд. Их должно хватить до весны, как раз до прихода в Белый дом новой администрации. В противном случае банкротство гигантов автоиндустрии стало бы неизбежным. Для того, чтобы убедить конгрессменов, главы автоконцернов отказались от частных самолетов и пересели на автомобили. Руководители американского автопрома готовы получать всего один символический доллар в год, это при том, что жалованье главы компании Ford, например, составляет 22 млн. долларов в год.

«Большая тройка» должна больше 100 млрд. долларов своим банкам и держателям облигаций.

Автогигант General Motors, оказавшийся в наиболее глубоком кризисе, наметил сокращение североамериканского производства, в том числе закрытие заводов и продажу брендов. По сведениям РБК, компания близка к тому, чтобы официально признать себя банкротом. Компания Ford Motor Company готова сделать упор на производстве малолитражных автомобилей, что даст необходимые продажи. Третий автопроизводитель, Chrysler, признал, что для его спасения требуется поглощение, и только в этом случае у него есть шанс выжить.

Основной аргумент «Большой тройки» в программе спасения – три миллиона рабочих мест и, в случае банкротства, угроза массовой безработицы.

 

 

«Это самый ужасный кризис в истории BMW»

 

– так охарактеризовал ситуацию глава концерна BMW Норберт Рейтхофер. Немецкий автопроизводитель признал, что нынешний финансовый кризис нанес огромный ущерб отрасли, сравнив его с экономическим спадом периода Второй мировой войны. Мартин Уинтеркорн, глава Volkswagen, рассказал журналистам «Leftlanenews», что для его концерна наступили самые тяжелые времена. «Мы никогда ранее не сталкивались с подобным кризисом, и нам вряд ли удастся избежать трудных сокращений», – сказал руководитель Volkswagen.

Дискуссия о том, как помочь Opel и другим немецким автопроизводителям, продолжается. Эксперты по экономике предложили отделить концерн Opel от его владельца General Motors и временно национализировать. «После преодоления кризиса правительство должно как можно быстрее снова перепродать Opel частным инвесторам», – заявил один из ведущих немецких экономистов Петер Бофингер газете «Muenchner Merkur».

Против помощи Opel высказываются представители BMW, они уверены, что такое решение властей нарушает все правила конкуренции. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что правительство до Рождества обязательно примет решение о поддержке Opel, главное, чтобы немецкие миллиарды не ушли к General Motors в США.

Глава концерна FIAT Серджио Марчионне уверен, что через два года в мировом автопроме останутся только пять автопроизводителей. Один – в Америке, еще один аналогичного масштаба в Германии, третий – франко-японский, четвертый китайский и еще один – европейский. Падение продаж и растущие финансовые потери приведут к консолидации производителей массовых автомобилей в мировой индустрии, считает глава FIAT. «Единственный для компаний способ выжить – это производить более 5,5 млн. автомобилей ежегодно», – высказался Марчионне. Сейчас такими показателями могут похвастаться только пять автопроизводителей – Toyota, GM, Volkswagen, Ford и Renault/Nissan.

 

«Продажи падают, прогнозов нет»

 

– признается представитель крупной российской дилерской группы. Автомобильный портал «Автосфера.ру» сообщает, что падение продаж началось еще в сентябре, затронув даже пользующиеся массовым спросом иномарки вроде Renault Logan, Ford Focus и Kia Spectra. Но лишь в октябре авторынок официально признал экономический кризис. Еще год назад о своих намерениях разработать популярный для России автомобиль заявляли абсолютно все крупные западные производители, включая компанию Toyota, которая до этого сознательно уходила от производства дешевых машин. В российском офисе Renault, чья модель Logan считается эталоном доступной марки, уверены, что покупатель «затаился».

– Уменьшились покупки за «живые» деньги, – рассказал представитель группы компаний «Независимость» Дмитрий Макарычев, – а банки ужесточили свои требования. Если раньше все вопросы по кредиту решались за два-три дня, то сейчас банк думает около десяти дней. Уменьшился список банков, из 20 работающих с нами прежде осталось только пять. Да и ставка по кредитам выросла до 25%.

Если раньше декабрь считался самым «продаваемым» месяцем, то в этом году даже подарки и скидки в автосалонах не могут привлечь потенциальных покупателей.

– Изменилась структура продаж, – рассказал коммерческий директор автомобильной группы «Сапсан» Сергей Байрашев. – Если раньше 60-70% от общего числа продаваемых автомобилей составляли покупки в кредит, то сейчас их не более 20-30 %. Клиенты сами отказываются от кредитов из-за увеличенных вдвое процентных ставок. Банки тоже стали отказывать в выдаче кредита потенциальным покупателям в три-четыре раза чаще. Продажи автомобилей снизились на 30-40%.

Эксперты уверены, что спрос на недорогие иномарки постепенно вернется к прежним докризисным показателям. И хотя покупательская способность населения в период кризиса снизится, российские потребители несмотря ни на что будут отдавать предпочтение новым экономичным автомобилям производителей.

 

Спасите российский автопром

 

Самые большие ожидания российских автопромышленников связаны с тем, что рано или поздно кризис все-таки увеличит спрос на отечественные автомобили. На фоне подорожания иномарок и недоступности банковских кредитов российский автопром может удержать свои позиции.

Самой известной и спорной правительственной поддержкой отечественных автозаводов стало повышение таможенных пошлин на новые и подержанные иномарки. Новые и трехлетние иномарки будут облагаться пошлиной в размере 30%.

Эксперты сходятся во мнении, что дополнительные 5% серьезно скажутся на цене импортируемых автомобилей. А вот станут ли больше покупать отечественные машины – этот вопрос остается открытым. Как заявил «Росбалту» генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза-Консалтинг» Дмитрий Шустерняк, «государство лишает российских автопроизводителей мотивации к выпуску достойных автомобилей и стимулирует «АвтоВАЗ» поднимать цены, а не делать хорошие машины». В ближайшее воскресенье, 14 декабря, по всей стране пройдет акция протеста автомобилистов против повышения таможенных пошлин на иномарки.

В России работают заводы крупнейших иностранных автоконцернов, таких, как Ford, Nissan, Toyota, Mitsubishi и другие. Не все иностранные компании негативно относятся к повышению пошлин на иномарки. По данным «Автосфера.ру», в российском офисе Renault не против принятой правительством меры, так как до 70% продаж компании в России обеспечивает модель Logan, а она собирается на московском заводе «Автофрамос».
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» подсчитало, что за последние шесть лет в развитие автопрома на территории России потрачено более трех миллиардов долларов. Также, по словам экспертов, в ближайшие несколько лет автопром могут ждать инвестиции в размере не менее двух миллиардов долларов, если этому не помешает развитие экономического кризиса.

По словам специалистов агентства, самым затратным стало создание предприятия Volkswagen в Калуге. Концерну он обошелся в сумму более 500 млн. долларов. Практически такую же сумму потратил концерн PSA, Mitsubishi и компания Sollers, бывшая Северсталь-авто, на создание собственных предприятий в России.
В понедельник стало известно, что Ford первым из иностранных автоконцернов, начавших выпускать автомобили в России, сокращает производство. Как сообщает «Коммерсантъ», конвейер завода «Форд-Всеволжск» остановится на месяц из-за снижения спроса на его единственную модель Ford Focus. За время простоя завод недособерет 3,5 тысячи машин. Однако отказываться от инвестиций в расширение завода и запуск второй модели Ford Mondeo концерн пока не намерен.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*