Эта неделя началась почти с сенсации. Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин созвал челнинских журналистов на пресс-конференцию. Если кто-то считает, что вот, мол, опять высасывают из пальца сенсацию там, где ее нет, то глубоко ошибается, потому что общение Сергея Анатольевича с городскими СМИ столь же редкое явление, как, например, солнечное затмение. | ||
|
||
Тем, кто хочет получать зарплату выше 2/3 тарифа, «КАМАЗ» предлагает непрофильные работы
|
||
Поэтому мы решили опубликовать почти все, что он сказал, тем более, что в связи с нагрянувшим кризисом тысячи челнинцев хотели бы знать мнение генерального директора «КАМАЗа» по многим вопросам.
– Мне известно, что в коллективе появились такие настроения: «А зачем мы продаем?» Во-первых, продаем не мы, а основной акционер – компания «Тройка Диалог», которой удалось сконцентрировать 54,4% акций. Это было единственным залогом недопущения попыток недружественного поглощения «КАМАЗа». А такие попытки, причем серьезные, предпринимались. Одной из своих главных задач, как генерального директора, я видел в том, чтобы привлечь стратегического партнера. Переговоры с Daimler начались в феврале 2008 года. И поверьте, провести такую сделку за 10 месяцев – это очень непростая задача. После представления нам предложений со стороны ряда европейских компаний мы оказались перед непростым выбором. Провели закрытое голосование среди топ-менеджеров, мнения которых разделились.
Главным преимуществом Daimler было то, что компания точно имела средства для покупки наших акций. Переговоры на начальном этапе шли о 29% акций, затем по предложению Daimler о 42%, и уже в период кризиса, опять же по предложению Daimler остановились на 10%. Сделка проведена исходя из фиксации цены «КАМАЗа» В ходе переговоров мы выявили более десятка инвестиционных проектов, интересных для нас. Например, автобусная программа, не связанная с Нефтекамском. Это отдельное производство под брендом «Мерседес». Также обсуждались встречные поставки с нашего кузнечного и литейного заводов. По завершении сделки в середине января, думаю, мы приступим к реальной работе по этим проектам.
– Сегодняшняя стоимость акций на бирже – это просто пустой звук. Если раньше я каждый свой рабочий день начинал с того, что смотрел, как закончились торги, то сейчас могу неделю вообще ничего не открывать. Сегодняшняя курсовая стоимость акций не отражает ничего. Объем продаж упал, а рост стоимости вызван только интересом, связанным с приходом Daimler. Он-то знал, зачем покупал акции! Кстати, у Daimler были намерения получить контрольный пакет акций «КАМАЗа». Мы не говорили нет, но в то же время у меня не было уверенности, что государство будет на это согласно. А сейчас, я думаю, у них просто нет финансовой возможности заплатить за контрольный пакет «КАМАЗа». Более того, та цена, которая сегодня сформировалась на рынке, не интересна для наших акционеров в плане продажи контрольного пакета. А 250 млн. долларов за 10% акций – это в три раза дороже, чем сегодняшняя цена на бирже. |
||
|
||
О новых возможностях – Рынок России – самый главный, базовый для нас. Затем – рынки стран СНГ. Очевидно, что рынок, например, Украины, нам всегда интересен, потому что там продается по несколько тысяч автомобилей в год. Сейчас каждая компания старается сконцентрироваться именно на емких рынках. Для Daimler рынок России был, есть и останется привлекательным, и действия немецкого концерна понятны: они сегодня борются за тот рынок, куда их конкуренты VOLVO, Scania и MAN пришли раньше и имеют более твердые позиции. А мы, благодаря этой сделке, получаем доступ в сеть глобальных поставщиков Daimler. У нас появляется возможность покупать по тем ценам, по которым это делают немцы. В этом смысле они умеют очень серьезно бороться за место под солнцем. Например, мы начали покупать металл по увеличенным ценам еще в августе, а они продержались до октября. Тут грянул кризис и цены пошли вниз. А мы сегодня производим автомобили в малых объемах на фоне спада на рынке, используя металл, купленный еще по высоким ценам. Кроме всего прочего, нам будут доступны все их новейшие разработки. Я не считаю, что это будет бесплатно, но это позволит очень значительно снизить наши инвестиционные затраты.
– Финансовые итоги нашей компании в 2008 году хуже, чем мы рассчитывали, но тем не менее они будут хорошими, в этом сомнений особых нет. Что касается следующего года, то пока мы сформировали бизнес-план исходя из того, что реализуем на рынке 47 тысяч грузовых автомобилей. Это ниже, чем в этом году. Рассчитывать, что в 2009 году мы сможем продавать в объеме 2007-го или 2008 года, просто несерьезно. Причем мы предусматриваем корректировку бизнес-плана по итогам развития экономики страны в первом квартале 2009 года. Мы не считаем, что первое полугодие будет легким. Одна из главных причин – это складские остатки как у нас, так и у наших конкурентов. По моей оценке, сегодня на рынке болтается около 20 тысяч автомобилей. В условиях падающего рынка такой объем будет серьезно давить. Кроме того, неизбежен выброс на рынок автомобилей, находящихся в залоге, лизинге. У нас есть огромное преимущество перед мировым автопромом, потому что объемы российского рынка достаточны для того, чтобы российские автопроизводители чувствовали себя уверенно. 125 тысяч грузовых автомобилей было продано с начала этого года! Мы предполагаем, что может быть несколько сценариев падения – 30%, 40%, 50%. Для себя ставим задачу: минимальный объем продаж на российском рынке – 26 тысяч автомобилей, максимальный – 35. Что-либо другое сегодня прогнозировать невозможно.
– Мы отказались от временных рабочих, 1559 человек получили уведомление о сокращении. Сейчас у нас нет намерения сократить персонал, но все будет зависеть от состояния экономики. Да, численность у нас избыточна. Но «КАМАЗ» никогда никого просто так не выбросит. Именно внимательное отношение к коллективу позволило нам добиться такого роста, который мы имели в последние годы.
– Являясь членом Наблюдательного совета Государственного жилищного фонда при президенте Татарстана, я считаю, что тот объем средств, который вложили в фонд предприятия республики, достаточен для того, чтобы он работал в режиме самофинансирования.
Возвращение бартера не только возможно, он уже вернулся. Я его называю управляемым: только за моей подписью, пройдя достаточно тяжелую бюрократическую систему. Но сегодня по-другому нельзя, вынуждает резкий спад сбыта. |
20.12.2008 в 15:10
А может снести новую дирекцию нахрен? продать -сдать в аренду? порезать зарплаты администрации, как сделали на Западе, а то они опять себе премиальных навыписывают по итогам шода-уроды разжиревшие и Когогин такой же, вечно улыбающийся крендель!!!!!
20.12.2008 в 19:11
Оптимист Ваш Гендиректор, конкурентами воими считает Вольво, Сканию, Ман…. А реальность такова, что если не госзаказ, не сдался ни кому КАМА (а ля прошлый век), разве что в доисторический музей. В Казахстане КАМАЗЫ стоят 50-70 тыс. дол (металлолом+зарплата), а приличных китайцев можно купить за 20-40 тыс. дол (металлолом-зарплата), народ берт, не жалуется. Когда не знаешь конурентов всегда ВЕЧНЫЙ кризс.