Во вторник «КАМАЗ» вошел в правительственный список 250 предприятий, признанных нуждающимися в государственной поддержке на федеральном уровне. В тот же день в НТЦ состоялся митинг, организованный профкомом автогиганта, в поддержку решений премьер-министра РФ Владимира Путина, направленных на защиту автомобильного рынка страны и поддержку отечественных автопроизводителей.
|
Вазых
Абдулганиев (слева): «Путин сказал: «Смотри, «КАМАЗ» среди автомобильных предприятий – третий» |
Список избранных Несмотря на то, что с визита премьер-министра России Владимира Путина в Набережные Челны прошла уже целая неделя, эта новость по-прежнему остается одной из главных в городе. И не только потому, что, находясь у нас, премьер сообщил о беспрецедентной поддержке отечественного автопрома, но и потому, что, по сути, программное выступление главы российского правительства в гендирекции «КАМАЗа» предполагает принятие целого ряда дополнительных мер со стороны государственных структур. И они не заставили себя долго ждать. 23 декабря был утвержден список стратегических предприятий, нуждающихся в государственной поддержке на федеральном уровне. По сути, правильнее было бы сказать, что это список предприятий, в которых нуждается государство, передает АК&М. Таких набралось более 250. – Попадание в список не означает автоматического предоставления господдержки. Меры госпомощи могут быть разными, – заметила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. По ее словам, это могут быть госгарантии по кредитам, меры по субсидированию процентных ставок, поддержка госзаказом. Возможно и использование такой меры, как вхождение государства в капитал предприятия. В среду министр экономики РТ Марат Сафиуллин озвучил предварительный перечень системообразующих республиканских предприятий, которым будет оказана господдержка в период кризиса. В перечень, по словам министра, вошли ОАО «Татнефть», «ТАИФ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Таиф-НК», «Соллерс», ОАО «Татэнерго», КАПО имени Горбунова и ОАО «Казаньоргзинтез». – Мы сейчас ведем активную работу по включению в этот список зеленодольского завода им. Горького, завода им. Серго («POZIS»), ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Татспиртпром» и ряда предприятий других отраслей: ЗАО «Агросила Групп», ОАО «Вамин Татарстан», ОАО «Золотой колос», ОАО «Таттелеком», поскольку они соответствуют всем тем требованиям, которые были поставлены Минэкономразвития и Минфином РФ, – пояснил Марат Сафиуллин.
Визит Владимира Путина в Набережные Челны начался с осмотра выставки в НТЦ «КАМАЗа». Там у него завязалась беседа с камазовцами – слесарем Вазыхом Абдулганиевым и токарем Гаделханом Хаматовым. Рабочие высказали свою тревогу по поводу разразившегося мирового кризиса, мол, как бы он надолго не затянулся. – А мы как раз для этого здесь и собрались, – сказал Владимир Путин и пригласил этих двоих челнинцев поучаствовать в работе правительственного совещания с участием министров и гендиректоров крупных автомобильных заводов. Как рассказали позже камазовские рабочие, они даже испугаться не успели. А в ходе совещания премьер спокойно объяснял им, о чем вообще идет речь, и его спокойствие передалось и Вазыху с Габделханом. «Путин сказал: «Смотри, «КАМАЗ» среди автомобильных предприятий – третий. Это очень высокое место. По графику было видно, что с 2010-го по 2015 год идет небольшой, но подъем», – делился позже с журналистами Вазых Абдулганиев. |
Спрос будет В ноябре выпуск легковых автомобилей в России сократился на 7,2%, грузовиков и автобусов – более чем на 50%. Основная причина проблем – резкий спад спроса. – В сложившихся условиях действия правительства должны быть направлены на смягчение этой негативной тенденции. Зарубежные сборочные компании, работающие в России, также вправе рассчитывать на поддержку государства. Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства. В этом смысле производство «Фольксвагена», «Форда», «Рено» и «Тойоты» ничем не отличается от «вазовского» или «газовского», – сказал Владимир Путин в начале совещания. Далее он изложил, какие меры будут предприняты правительством. Во-первых, в 2009 году на закупку автомобилей для социальных отраслей, милиции, военных и спасателей плюс к запланированным 15 млрд. рублей будет выделено дополнительно 12,5 млрд. рублей. При этом, по словам премьера, эти средства должны быть распределены таким образом, чтобы не только решить ведомственные задачи, но и равномерно поддержать производителей различных типов машин. Во-вторых, при Министерстве транспорта будет создана специализированная лизинговая компания, в которую из различных источников будет направлено до 40 млрд. рублей на закупку отечественной автомобильной техники. По словам премьера, чтобы госзакупки стали для автопрома действенной и своевременной помощью, необходимо провести конкурсные торги как можно скорее и уже в первом квартале начать выплачивать производителям авансы под будущие поставки. – Размер авансирования увеличим с 30 до 50% от суммы контракта. Требования по обеспечению исполнения контракта – банковская гарантия, страховка, поручительство – будут отменены. Однако только в том случае, если закупка производится непосредственно у производителей, – уточнил Владимир Путин. |
|
На митинге в НТЦ
приняли участие около 500 камазовцев |
Лучше купить – Тем, кто планирует покупать автомобиль, лучше сделать это в 2009 году, – отметил премьер далее. По его словам, правительство будет субсидировать ставки по трехлетним кредитам граждан на покупку автомобилей, произведенных в России, ценой до 350 тысяч рублей, в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Это где-то около 8%. Льготные кредиты на покупку машин получат примерно 150 тысяч человек. Бюджет потратит на эти цели 6 млрд. рублей. Кроме того, государство представит гарантии на размещение облигаций автопроизводителей на сумму до 60 млрд. рублей. В соответствии с поправками в бюджет предприятия автопрома также смогут использовать механизм госгарантий и привлечь до 70 млрд. рублей кредитов. В целях реанимирования продаж лизинговым компаниям будут открыты кредитные линии в объеме до 43 млрд. рублей на срок до трех лет и по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ. Генеральный директор Росагролизинга Елена Скрынник сообщила, что как только кредит будет получен, руководимая ею структура выкупит 2,5 тысячи грузовиков КАМАЗ для нужд сельхозпроизводителей. Таким образом, в общей сложности российский автопром получит от правительства «прямую» финансовую помощь в размере 50 млрд. рублей и еще 173 млрд. рублей – через кредитные линии. Это чуть меньше 8 млрд. долларов. Напомним, что американские автопроизводители получат в помощь от своего правительства 17,5 млрд. долларов. Но, возможно, российский автопром ждет еще более внушительная поддержка. – Если потребуется, будем принимать и дополнительные решения по поддержке автопрома страны. Мы будем внимательно следить за тем, что происходит в отрасли, и совместно с региональными властями реагировать как на социальную ситуацию, так и на экономическую», – сказал Владимир Путин.
На совещании дали слово и генеральному директору ОАО «КАМАЗ» Сергею Когогину, который отметил, что, безусловно, меры, принятые правительством, дадут положительный результат: Постановление, принятое правительством о повышении таможенных пошлин, особенно ограничивает те компании, которые занимаются недобросовестной конкуренцией. Азиатские автопроизводители, выпускающие автомобили, не соответствующие нашим стандартам безопасности, и занимающиеся откровенным демпингом, конечно же, не имели права присутствовать на нашем рынке. Это революционное решение, принятое в очень короткие сроки, станет серьезной поддержкой. В условиях кризиса – это даже сверх того, что мы ожидали, – сказал Сергей Когогин. |