С Александром Зотовым, главным педиатром Набережных Челнов, мы встретились в мэрии, в его кабинете. Небольшая комната, два рабочих места, кипы бумаг – на столах, стульях. | ||
|
||
– Вот, собираем вещи, – извиняясь за вынужденный беспорядок, сказал Александр Николаевич, – посмотрите, сколько дел, все эти бумаги – наши проекты, которыми можно гордиться, а сколько еще идей в голове.
– Передать дела, если честно, некому. Может, этот человек уже есть, но имя его пока держится в секрете. Конечно, за многие начинания душа болит. Но я давно для себя решил: 15 апреля мне исполняется 60 лет, и 16-го я работать на своей должности уже не буду. Почему? Причин много. Есть понимание того, что за мной идут молодые, энергичные люди. Сменились многие главврачи поликлиник и больниц, знаете, как много у них интересных идей. Надо уметь вовремя уходить, не застревать и не занимать место, тем более я намерен продолжать работать, но немного в другом направлении.
– Первую неделю буду просто отдыхать. Есть предложения от частных клиник, они в городе разрозненны, каждая сама по себе, к тому же недружно живут с нашей государственной медициной. У меня есть мысль: попробовать собрать всех вместе. Через неделю я точно приму решение, где буду работать. Хотел уехать в Раифский монастырь. При монастыре есть детский дом для мальчиков, было желание работать с этими детьми. Я целый год вынашивал эту мысль, но все-таки отказался от нее. Уехать в Раифу – значит, уехать туда на всю жизнь, а меня здесь многое держит.
– Просто лечение пациента мне уже неинтересно. Хорошо лечить – это вчерашний день. Мне хотелось бы разрабатывать здоровьесберегающие методики для детей. Как организовать правильную активную жизнь, питание, режим? Пока в системе это ни у кого не получается. Я был участковым педиатром 10 лет, тогда казалось, что на своем месте горы сверну. Но то время прошло, надо двигаться дальше. Мне надо многое начинать с самого начала, пока это мучительный период раздумий, надо его пережить.
– Так всегда бывает, в этом нет ничего плохого. Люди непросто привыкают ко всему новому, им нужно время, чтобы оценить. Так было с «Сонаталом», поначалу многие гинекологи нас не поддерживали. Так было с пятью уроками физкультуры в школе и с началом учебного дня не в восемь, а в девять утра. Два года назад было столько препятствий для этого важного решения. Но я настаивал. Для того чтобы ребенок был здоровым, он должен много спать, много двигаться и правильно питаться! И сейчас есть некое сопротивление еще по одному решению, и это неприятие абсолютно понятно. Я говорю о молочной кухне. Если нет у мамочки грудного молока, то ребенка надо кормить адаптированными смесями, а не коровьим молоком. К этому рано или поздно все равно надо было прийти, и я надеюсь, что молодые мамы со временем осознают это.
– Ребенок старше года должен четыре часа в день гулять, не просто дышать воздухом, а на голове ходить. В нашем городе идеальные детские сады. Но по статистике здоровье детей в садах ухудшается, а в школе тем более. Сегодня из роддомов маленькие челнинцы выписываются более здоровыми, чем раньше. Но со временем у детей появляется патология опорно-двигательного аппарата, портится зрение. Откуда все берется? Специалисты ведущих московских диагностических центров, институтов здоровья и наши татарстанские врачи доказали, что в дошкольных, школьных группах и классах с углубленным изучением чего-либо здоровье детей заметно ухудшается. Это факт, который даже не обсуждается. |
||
|
||
– Но время требует качественных, обширных знаний от наших детей. Те же гимназии, лицеи и вузы задают тон. – Даже если дети вынуждены много заниматься, то давайте все свободное время гулять, прыгать, танцевать. Вот, например, наш эксперимент, которого нет ни в одном городе России. Пять уроков физкультуры в неделю в 20 школах. Студенты физкультурного и педагогического институтов бесплатно проводят уроки не только в школах, но и в детских садах. И результат уже есть. Ведь молодые студенты занимаются так, как и не снилось педагогам в возрасте. А детям это нравится. У нас есть девочка, которая с серьезным сколиозом ходила на занятия к одному из лучших ортопедов. А потом не появлялась в поликлинике четыре месяца. Врач пригласил ее с мамой, и что бы вы думали, девочка занималась физкультурой со студентами, сколиоз прошел. Это заболевание нередко бывает из-за того, что мышцы зажаты не из-за неправильной осанки или неподходящей мебели, а из-за того, что движения не хватает или учительница строгая. Сидит ребенок полдня, сжавшись от страха, а как только приходит добрая, мягкая учительница, сколиоз в классе практически у всех проходит.
– Арт-терапия стала идеальным методом для реабилитации не только недоношенных, но детей с самыми разными заболеваниями. Мы организовали в Городском дворце творчества детей и молодежи группы для лечения с помощью творчества. Даже полугодовалые малыши занимаются по программе «художники в памперсах». Они рисуют красками, которые можно есть, они лепят, строят, ломают – развивают мелкую моторику. Дети с бронхиальной астмой занимаются вокалом, с эпилепсией – борьбой, хотя это всегда считалось противопоказанием. Более 150 детей от рождения до 18 лет в данный момент проходят реабилитацию. Результаты потрясающие. Самое главное, что участковый врач может выписать направление в необходимый для ребенка кружок, тогда занятия будут бесплатными. Школьники со специальными сертификатами тоже занимаются бесплатно. Мы полтора года разрабатывали эту программу, готовили педагогов и врачей.
– Конечно. Ее автор Александр Лазарев берет в Москве за одно занятие около 1000 рублей. А у нас в каждой поликлинике, ежегодно около четырех тысяч беременных женщин обучаются совершенно бесплатно. Такого нет нигде! В Казани и Ижевске только по одной поликлинике, практикующей «Сонатал». В 1994 году, впервые услышав о методике, я понял, что она беспроигрышная. Ее цель – гармоничное внутриутробное развитие ребенка. Наши «сонатальные» женщины легче рожают, их дети меньше болеют. В США есть известный врач Бренд Логан, он возглавляет в Нью-Йорке медицинский центр и серьезно занимается внутриутробным развитием. Когда Лазарев показал ему наши результаты, американский коллега прислал мне работу на 350 листах, которую подписал так: «На моей карте нет такого города Набережные Челны, я никогда не слышал о его существовании, но результаты ваши лучше, чем в США, это меня потрясло!» |