Рубрику «Чтобы помнили» мы в редакции «Недели» немного недолюбливаем. Причина проста: в ней мы рассказываем о людях, которых мы с вами все хорошо знаем, которыми восхищаемся, которых боготворим. Но которых уже безвозвратно потеряли. Вот и герой нашей сегодняшней публикации – блестящий кино- и театральный актер, народный артист СССР Олег Янковский. 20 мая он ушел из жизни в одной из московских клиник… | ||
|
||
Янковский оставил нам более сотни киноработ
|
||
Жил впроголодь, Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года. Его родители были потомственными дворянами (по отцовской линии – польские, по материнской – русские). Отец актера, Ян Павлович (позднее закрепилось имя Иван), служил штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка. В гражданскую войну перешел на сторону красных и воевал под началом Михаила Тухачевского. Однако в 30-е был репрессирован и вместе с семьей отправлен в ссылку в Казахстан. Позднее он погиб в лагере. Детство Олега Янковского прошло в городке Джезказгане, куда была сослана семья. Мама, Марина Ивановна, выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей (на момент рождения Олега в семье Янковских было уже двое мальчиков – Ростислав и Николай) и свою мать. Жили впроголодь, ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке. Но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей – такую же ссыльную интеллигенцию. После смерти Сталина Янковские смогли перебраться в Саратов. Старший из братьев – Ростислав закончил местное театральное училище, потом уехал в Минск, в Русский театр. 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот (в семье остался один кормилец – средний брат Николай). Там Янковский-младший дебютировал на сцене – заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица».
Вернувшись в Саратов, Олег собирался поступать в мединститут, но однажды, когда вступительные экзамены уже прошли, заглянул в театральное училище – узнать об условиях поступления. Однако директор, к которому набрался смелости зайти Олег, спросил фамилию и… огорошил: Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября! Как выяснилось через несколько месяцев, брат Олега Ивановича Николай, работавший на заводе сталеваром, грезил театром и втайне от семьи решил поступать. Он с успехом прошёл все приёмные туры, но, как любящий брат, после случившегося не стал разлучать Олега со сценой. После окончания учебы в 1965 году Олег Иванович Янковский был зачислен в труппу Саратовского драмтеатра. Поначалу у него было много проходных ролей, на которых, впрочем, держится репертуар многих провинциальных театров, но судьба подарила молодому актеру и роль князя Мышкина. Художник спектакля Татьяна Сельвинская вспоминала, что «на репетициях в сценах с Настасьей Филипповной у Янков-ского проступали темные пятна под глазами. Им вдруг овладевала изнурительная отчаянная тревога…» Правда, сам артист говорил, что к этой роли он только «прикоснулся»… |
||
|
||
Последняя роль актера в фильме Павла Лунгина «Царь»
|
||
Истинный ариец! С кино Олегу тоже помог случай. Однажды театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан пообедать. Недалеко за столиком сидели Владимир Басов, Валентина Титова и другие члены съемочной группы фильма «Щит и меч». Они обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, но тут же досадливо отмахнулся: «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом! Слава богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому… Благодаря роли Генриха Шварцкопфа в фильме «Щит и меч» и следующей картине – «Служили два товарища», Олег Янковский обрел популярность. |
||
Последний аристократ |
||
В 1973 году по рекомендации Евгения Леонова его берет в труппу «Ленкома» Марк Захаров. Впоследствии актер сыграет не только в театральных постановках режиссера, но и в его интереснейших киноработах: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен». В 1974 году Олег Янковский исполнил одну из главных ролей в «Зеркале» Андрея Тарковского. С середины 70-х он становится одной из самых ярких фигур российского кинематографа, с блеском воплощая психологически сложные образы в фильмах Романа Балаяна, Владимира Мотыля, Эмиля Лотяну, Михаила Швейцера. В начале 1990-х Янковский вернулся из Франции (где полгода играл в театральном проекте) «в другую страну». Поток «кооперативного» кино хлынул на экраны. Участвовать в нем артист себе позволить не мог. Но согласился в 1993 году стать президентом кинофестиваля «Кинотавр». В последние годы Олег Иванович мало снимался – видимо, сказывалась длительная болезнь (рак поджелудочной железы – прим. ред.), от которой страдал актер. Но он оставил нам более сотни киноработ, которые мы еще долго будем смотреть и пересматривать, и восхищаться необыкновенной силой мужского обаяния последнего аристократа российского кинематографа – Олега Янковского. |
||
|