ИЛЬДАР ГАЛЯУТДИНОВ: «МЫ НАУЧИЛИСЬ РАБОТАТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

Untitled Document

Как в сегодняшних экономических условиях АКИБАНКу удается не только сохранять, но и преумножать свои капиталы? Что нового предложит он своим клиентам в этом году? И когда будет преодолен так называемый «кризис доверия»? Об этом и многом другом «Неделя» расспросила Председателя правления ОАО «АКИБАНК» Ильдара Галяутдинова.

 

Мы спокойно пережили панику

 

– Ильдар Хайдарович, на днях состоялось собрание акционеров ОАО «АКИБАНК». Участники удовлетворены результатами деятельности банка за 2008 год?

 

– Думаю, да. Итоги работы АКИБАНКа в прошлом году были неплохими. По многим показателям банк продемонстрировал рост свыше 30%. У нас выросли активы, более чем на 22% увеличилась прибыль (325 млн. рублей). Более того, мы регулярно выплачиваем дивиденды, а это могут позволить себе далеко не все банки в нынешней ситуации.
Положительную динамику годовых показателей не испортил нам и сложнейший IV квартал прошлого года. Нас, как и всех, коснулись общие проблемы: это и паника среди вкладчиков, и резкое ухудшение экономической ситуации.

Однако достаточно консервативная политика банка, которой мы традиционно придерживаемся, полностью оправдала себя, особенно в период кризиса. Поэтому мы спокойно пережили волнения населения. Нами не было допущено ни одного простоя банкомата из-за отсутствия в нем денежных средств, ни одного отказа в выдаче средств со вкладов. И в последнем квартале 2008 года банк работал с прибылью.

 

– Как вам работается в 2009-м? Внес ли кризис коррективы в планы АКИБАНКа на нынешний год?

– В 2009-м мы продолжаем наращивать активы. Объем кредитных вложений за пять месяцев нынешнего года вырос более чем на 10%. Это притом, что в целом по банковской системе России идет снижение объема выдаваемых ссуд!

I квартал мы закончили с хорошей прибылью – она превысила аналогичный показатель прошлого года на 14,7%. Конечно, мы, как и все банки, вынуждены увеличивать резервы: финансовое состояние заемщиков – и экономики в целом – значительно ухудшилось. Этого отрицать нельзя.

Тем не менее, АКИБАНК развивается. В этом году мы открыли уже два дополнительных офиса: один – в Казани, другой – второй по значимости после головного – в Набережных Челнах, на Московском проспекте. Приобрели большое здание площадью около 5 тысяч квадратных метров, поскольку головной офис АКИБАНКа уже не вмещал всех работников.

Часть своих планов на 2009 год мы, безусловно, скорректировали, однако банк в этом году продолжает начатое. Особый акцент мы делаем на повышении качества обслуживания клиентов по банковским картам. С каждым годом АКИБАНК развивает инфраструктуру обслуживания банковских карт: устанавливаются банкоматы, электронные терминалы в торговых точках и кассах офисов банка. В конце прошлого года в рамках начала эмиссии и эквайринга банковских карт международных платежных систем VISA, MasterCard, всем своим клиентам – держателям карт STB – АКИБАНК произвел бесплатный выпуск карт Electron международной платежной системы VISA International. Для VIP-клиентов банка, руководителей предприятий – корпоративных клиентов АКИБАНКа были выпущены «Золотые карты» VISA, MasterCard. Удобства, которые получили наши клиенты при переходе на обслуживание по международной платежной системе, обсуждать, думаю, не имеет смысла – они очевидны.

Кроме того, мы закупили и начинаем подключать так называемые «электронные киоски» наподобие тех, где принимаются платежи за мобильную связь. Через них будет осуществляться дистанционное обслуживание клиентов. Пока будем размещать их в Набережных Челнах, затем – в Казани, Уфе и других городах нашего присутствия. Принципиальное отличие новых терминалов от аналогов в том, что помимо наличных средств они будут принимать к оплате и пластиковые карточки.

Пожалуй, самым значимым достижением в этом году в области поддержки эффективного взаимодействия с клиентом можно считать начало работы контактного центра. Кроме того, мы поэтапно внедряем СRM-систему с последующим расширением ее функционала. Это достаточно дорогостоящие проекты. И, думаю, они помогут нам качественно продвинуться в розничном бизнесе.


– Судя по всему, высокие банковские технологии – перспективное направление, раз этим озабочены банки…

– Поправлю вас: этим озабочены те банки, у кого есть деньги. Немногие пока могут это себе позволить, тем более в нынешних условиях. У АКИБАНКа для этого возможности есть. И программы по внедрению новых технологий и предоставлению дополнительных услуг клиентам банка остаются первоочередными. Здесь своих планов мы сильно не меняли.


Вырабатываем решения
на две-три недели


– Что ж, четкая позитивная динамика – налицо. Ко всему прочему по итогам
I квартала – а мы работаем в кризисный год – АКИБАНК занял третье место по прибыли среди самостоятельных кредитных организаций республики. Секрет успеха – в особой антикризисной программе?

– Ну, во-первых, цыплят по осени считают. Увы, экономическая ситуация развивается непредсказуемо, поэтому говорить о каких-то успехах пока преждевременно. Другое дело, мы всегда уделяли большое внимание риск-менеджменту, выделив систему управления рисками в отдельное подразделение. Целый департамент в АКИБАНКе занимается прогнозированием развития ситуации в тех или иных сегментах рынка.
Особую поддержку в кризисный период банку оказали его акционеры. А ведь активность и неравнодушие акционеров в бизнесе – дорогого стоят!

 

Вам хорошо известно, что наша страна оказалась самой восприимчивой к кризису. Наибольшие объемы падения производ-ства и ВВП среди всех государств мира произошли именно в России. В этих условиях мы вырабатываем решения буквально на две-три недели вперед, поскольку горизонты планирования очень приблизились. Говорить о каких-то дальних перспективах сегодня очень сложно. Так же, как и предугадать развитие событий. Поэтому АКИБАНК проводит очень консервативную политику: мы усилили требования к заемщикам. Вместе с тем мы делаем все возможное, чтобы приходить на выручку своим клиентам.

И клиенты, надо сказать, это понимают. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в этом году снижения количества открываемых счетов не произошло, то есть нам удалось сохранить сформированную клиентскую базу и достигнутые темпы ее увеличения. У нас неплохая динамика по депозитам: потери, которые мы понесли в результате оттока вкладов в октябре, восстановлены. Мы не обещаем клиентам заоблачных процентов. Ведь чтобы предлагать ставки, например, под 20% годовых в нынешних условиях, нужно выдавать кредиты под 27-28%. Это очень большой риск. Мы предлагаем средние по рынку условия для вкладчиков – зато надежные.

 

НАМ НУЖНА
«ПОДУШКА ЛИКВИДНОСТИ»
– В конце прошлого года одной из самых острых проблем для банков стал так называемый «кризис доверия», когда фактически прекратилось межбанковское кредитование: кредитные организации не доверяли денег друг другу…
– Постепенно доверие восстанавливается. Но я хочу сказать, что работу на межбанковском рынке мы не прекращали: как сами предоставляем кредиты на МБК, так и привлекаем их в случае необходимости. АКИБАНК традиционно был банком-«донором» рынка МБК и остается им сегодня. Другое дело, теперь мы работаем с теми, кому доверяем. Активная работа у нас идет с тремя крупными российскими банками. Ну и, конечно, мы размещаем свободные средства – а это достаточно большие суммы – на депозитах Центрального Банка, с тем, чтобы в случае непредвиденных разворотов экономики у АКИБАНКа всегда была «подушка ликвидности». Мы постоянно «мониторим» ситуацию на рынке и считаем для себя более безопасным создавать резервы и располагать ими в полной мере для того, чтобы моментально реагировать на все изменения, происходящие на рынке.

 

Предприятия
адаптируются
к новым условиям


– Сказался ли кризис на количестве обращений в АКИБАНК за кредитами?

– Был период, когда заметно снизилось количество обращений юридических лиц. Сейчас, наоборот, идет активизация. Предприятия постепенно адаптируются к новым экономическим условиям: люди ищут новые сегменты, новые сферы приложения сил, новые рынки. В какой-то мере этому способствовала и девальвация, когда товар, произведенный в России, оказался более конкурентным по ценовым характеристикам.

Число обращений физлиц, как и предполагалось, значительно уменьшилось. Это обуславливается не только ужесточением требований банков к заемщикам. Люди сами стали более ответ-ственными. Теряя работу, зарплату, уверенность в завтрашнем дне, они уже не решаются обращаться в кредитные организации.


– Вы говорите, количество предприятий, которые обращаются в АКИБАНК за кредитами, возросло. Это свидетельствует о постепенном оживлении в экономике?

– Здесь нужно рассматривать, на какие цели берут кредиты. Во-первых, есть инвестиционные проекты, которые необходимо завершить. Допустим, сейчас строится завод «Таткабель» в
с. Столбище Лаишевского района. АКИБАНК участвует в финансировании этого беспрецедентного проекта. По номенклатуре производимой продукции и оборудованию, на котором будет осуществляться выпуск, завод не имеет аналогов не только в России, но и в Европе. Да, этот проект долгосрочный, но «заморозить» его нельзя.

К числу наших постоянных клиентов можно отнести предприятия, которые определили для себя стратегию развития, постоянно предлагая качественные и конкурентоспособные продукты. Например, «Челны-Хлеб» регулярно обновляет свою производственную базу. В ближайшее время предприятие собирается закупить оборудование для реконструкции имеющегося производства. Естественно, АКИБАНК готов участвовать и в этих проектах.

Сегодня мало какие предприятия решаются на новые инвестиции, но такие есть. К примеру, программа «Камского бекона» на 2009 год – это порядка 500-600 миллионов рублей вложений. Мы ее не корректировали. Более того, поскольку цены на стройматериалы упали, планируем этим воспользоваться и реализовать программу, первоначально рассчитанную на два последующих года. Она стартует в июне и, если все пойдет по плану, завершится к декабрю 2009-го. Есть у нас наметки и по другим сельхозтоваропроизводителям… Поэтому, вы правы: отчасти сегодняшняя ситуация – это оживление рынка, отчасти – поддержка предприятий банками.

 

 

Впереди –
новые возможности


– «Камский бекон», «Челны-Бройлер», КХП, множество агрофирм республики… Поддержка агропромышленного сектора экономики – это социальная позиция АКИБАНКа?

– Не нужно забывать, что я, в первую очередь, банкир. И вкладывая деньги в проект, я должен руководствоваться не только политикой социальной ответственности… Меня как руководителя одного из крупнейших банков республики должна волновать главным образом оправданность кредитных вложений. Только тогда можно выполнять обязательства перед всеми, кто доверяет нам свои сбережения.

То, что сегодня делается на «Камском беконе», Комбинате хлебопродуктов, в ЗАО «Агросила Групп», – это появление новых форм аграрной экономики. Другими словами, мы наблюдаем появление индустриально-аграрных производств (подчеркиваю: не аграрно-индустриальных, а наоборот!) благодаря внедрению самых передовых технологий.

Более того, в «Агросиле Групп» идут дальше: там уже обсуждают вопросы создания инновационных точек роста. Другими словами, речь идет не только о модернизации за счет готовых западных технологий, готового – западного опять-таки! – оборудования, но и о внедрении инноваций как российских, так и зарубежных. Это касается и производства кормов, и внедрения новых культур, и создания ветпрепаратов, адаптированных к микрофлоре конкретных ферм. Это все интересно и к тому же позволяет оптимизировать процессы, минимизировать долю ручного труда и получать неплохой доход в перспективе. Думаю, в ближайшие пять-семь лет эти предприятия полностью рассчитаются со своими кредитами и выйдут на плановую прибыль.


– До кризиса многие банки начинали участвовать в проектах не как кредитные организации, а как инвесторы. АКИБАНК принимает участие в подобных проектах?

– Как прямые инвесторы мы в проектах не участвуем. Это моя принципиальная позиция, потому что деньги в банках – срочные, деньги в банках – платные; это деньги не наши, а в основном, вкладчиков, предприятий и организаций. Поэтому мы не инвестируем их в долгосрочные проекты.

Скоро начнется реализация двух очень крупных проектов – в сельском хозяйстве и промышленности. Там мы будем вести проектное финансирование, но инвестиционные риски АКИБАНК делить не станет. Это часть нашей политики.


– Новые экономические условия дают и новые возможности. Какие планы АКИБАНК строит на ближайшую перспективу?

– От своих планов, повторю, мы не отказываемся. Другое дело, что некоторые «территориальные» проекты, связанные с вхождением банка в новые регионы, оказались отложенными на полгода-год. Тем не менее, в регионах традиционного присутствия АКИБАНКа – в Набережных Челнах, Казани, Уфе – мы продолжаем комплексное развитие. Сейчас это более целесообразно, нежели открытие инорегиональных филиалов.

Потенциал АКИБАНКа на банковском рынке не исчерпан. Впереди – новые возможности по развитию бизнеса. Любой выход из кризиса – это начало роста и потребность в новых ресурсах, прежде всего – денежных. Мы это понимаем. Кризис для бизнеса, оставшегося на плаву, – это пер-спектива, потому что предприятие получает возможность подрасти: расширить объемы производ-ства, привлечь дополнительные рабочие руки, модернизировать оборудование. А АКИБАНК готов им в этом помочь. Поэтому мы ситуацию особо не драматизируем – переждем и нынешние трудности.

 

ВАЖНО,
ЧТОБЫ «КАМАЗ»
СОХРАНИЛСЯ
– Как у АКИБАНКа складываются отношения с «КАМАЗом»?
– Мы очень активно работаем и с «КАМАЗом», и с предприятиями, которые с ним связаны, и в пределах своих возможностей стараемся их поддержать. «КАМАЗ» является ядром функционирования малого и среднего бизнеса в нашем регионе, основным их заказчиком, и потому очень важно, чтобы он сохранился. Это предприятие, которое обеспечивает работой не только свой собственный коллектив, – не меньшее, а может, даже большее количество людей работает у «смежников». Мы верим, что «КАМАЗ» преодолеет все трудности российского автопрома, ведь у этого предприятия действительно большой потенциал.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*