Практически в закрытом режиме состоялось на прошлой неделе заседание республиканского экономического совета в Набережных Челнах – журналисты присутствовали лишь на его открытии. Как только за трибуну встал министр экономики РТ Марат Сафиуллин, представителей СМИ попросили выйти из зала. | ||
|
||
«Не надо ждать, когда порвется, чтобы зашить –
надо предотвратить образование дыры!» |
||
В нашем городе подобное выездное заседание совета при Кабмине РТ с участием премьер-министра РТ Рустама Минниханова проходило впервые. Совет обсудил социально-экономическую ситуацию в Набережночелнин-ской агломерации. Ведь именно на этой территории, по мнению собравшихся, экономический кризис сказался наиболее сильно.
Челнинская агломерация – точка основного роста республиканской экономики. Именно этот район в былое время давал 28% валового регионального продукта. Но с кризисом серьезно упали индексы промышленного производства.
– В первую очередь пострадали Набережные Челны (здесь индекс составил 44,8%), в отличие, например, от Елабуги (84,1%) или Нижнекамска (86%). Все потому, что резко снизилась доходность машиностроительного комплекса. И, несмотря на то, что государство оказывает поддержку предприятиям этой территории, таким, как ОАО «КАМАЗ», ОАО «Sollers», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и группа компаний «ТАИФ», ее недостаточно, – подчеркнул Рустам Минниханов. – Сейчас ситуация несколько выровнялась: индекс промышленного производства равен 50%. Но пока рано говорить о стабилизации объемов промпроизводства, поскольку своего пика кризис в Автограде не достиг, – объяснил министр. – Ситуация осложняется еще и тем, что не только город, но и ряд соседних территорий промышленной кооперацией и экономиче-ским потенциалом тесно связан с «КАМАЗом». Поэтому Елабугу, Мензелинск, Заинск и других соседей ждет похожая динамика. Кроме того, любое изменение объемов производства и финансового состояния промышленных гигантов сказывается на малом и среднем бизнесе – поставщике комплектующих. – Проблема в том, что каждая организация готовит свою программу выхода из кризиса, не учитывая, что рынок труда этой территории общий. Наша задача посмотреть, как в целом будет развиваться ситуация, чтобы сообща выработать меры слаженного развития. Поэтому мы пригласили руководителей крупных предприятий, которые определяют погоду в этом секторе, и, надо сказать, что представители «КАМАЗа» и «Sollers» говорили уверенно, – поделился впечатлениями от заседания совета Марат Сафиуллин. – Сейчас у них есть видение программ развития производственных мощностей в этот непростой период. Например, как утверждает гендиректор ООО «Sollers-Елабуга» Адиль Ширинов, по ряду направлений уже наблюдается удвоение объемов производства: в плане на этот год более 12 тысяч автомобилей. По ряду продукции они могут даже стать лидерами. Так автомобиль «FIAT Ducato» уже занял 26% автопрома. К тому же, предприятие «Sollers-Елабуга» получило госзаказ от Министерства здравоохранения РФ, и с конвейера уже сошли первые 60 машин.
В Автограде дела обстоят значительно хуже. Журналисты стройными рядами направлялись к выходу из зала заседания, когда Марат Сафиуллин начал говорить о существовании пессимистичного сценария развития автомобильной отрасли. |
||
– Если в 2008 году в городе произвели 51000 грузовых и 36000 легковых автомобилей, то прогноз на 2009 весьма сложный, – продолжил докладывать министр. – Нас тревожит, что ситуация 2009 года может проецироваться и на 2010-й. Это означает, что потенциально безработными могут оказаться еще от 10 до 20 тысяч человек.
Краем уха уловив эти цифры, представители СМИ на подходе попытались уточнить: «Значит, в скором времени число безработных в городе увеличится до 26 тысяч?» Министр экономики ушел от конкретного ответа на этот вопрос.
Как рассказали в тот же день на заседании республиканской межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов, число зарегистрированных безработных в республике – 60600 человек. По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, наибольший уровень безработицы в Набережных Челнах – 5,14%. Сейчас в республике 35 тысяч вакансий, но только третья часть на постоянной основе. На 10 июня на общественные работы направили 38100 человек, 10% всех участников – челнинцы. – Если в начале кризиса на бирже числились 3000 человек, и предприятиям не хватало рабочей силы, то сегодня обратная ситуация – число безработных перешагнуло рубеж в 16 тысяч. Подобное отмечалось лишь в 1996-97 годах, когда количество безработных достигло 17 тысяч человек, – поделился мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков. Существенную часть тех, кто стоит на бирже, составляют камазовцы. Это и не удивительно, ведь они – 16% экономически активного населения и 12% от общего числа безработных. С сентября 2008 по июнь 2009 года с завода убыли более 11 тысяч человек. Из них 1240 – иногородние работники и 2166 человек уволены по сокращению штата. В тот же период предприятие приняло 3523 квалифицированных специалиста: станочников, водителей-испытателей, сварщиков и кон-структоров. |
||
|
||
Подушка безопасности Как известно, в Татарстане действует четыре направления программы содействия занятости. Все они успешно работают. Так, в Набережных Челнах, по словам Ильдара Халикова, на общественные работы в 2009 году планируется направить свыше 25 тысяч челнинцев, в том числе 3500 из числа безработных и более 16 тысяч из числа работающих на предприятиях. На июнь заключены договоры на 21 тысячу человек, из них почти 14 тысяч – работники «КАМАЗа». Последний еще в январе-феврале организовал свой вид общественных работ: чистка оборудования, покраска, обработка территории. В январе на временные места заступили 5774 человека, в феврале – 6196 человек. Как рассказал мэр города, сегодня на общественных местах трудятся 5,5 тысячи человек. Столько же людей нужно направить на опережающее обучение. Впрочем, планируется переквалифицировать 8000 человек, в том числе 2500 из числа безработных. По самозанятости заключено 56 договоров. Оказана адресная поддержка 58 гражданам, желающим поработать в других регионах РФ. Специалисты утверждают, что в летний период ситуация с занятостью всегда несколько улучшается. Это связано с тем, что летом люди обычно заняты в приусадебном хозяйстве или на временных работах. Поэтому, как объяснил Марат Сафиуллин, хотя за май-июнь ситуация несколько стабилизировалась, пока рано успокаиваться. – У нас есть небольшой период – летние месяцы, – когда мы можем подготовить своеобразную подушку безопасности. Надо подготовиться к сентябрю, так сказать, закрепить положение, чтобы предложить тем, кто потеряет рабочее место, какие-то вакансии. Только в этом случае осень 2009 года пройдет без осложнений, – подчеркнул министр. – Первый кризис научил нас беречь работников. Сейчас предприятия делают все возможное, чтобы эта категория не пострадала. Потому что, когда придет время, только эти люди помогут обеспечить необходимый рост производства. В этой связи Марат Сафиуллин привел в пример «Sollers-Елабуга». По его словам, Адиль Ширинов рассказал на заседании о появлении в июне-июле объединяющего центра «Sollers-Татарстан», основная идея которого – не растерять потенциал. Эта центральная организация начнет управлять миграцией персонала. Елабужские предприятия работают пять дней в неделю, а в Набережных Челнах занятость на «Sollers» сейчас пойдет на спад, поэтому часть челнинского персонала перебросят в Елабугу. Таким образом предприятию удастся сохранить специалистов инженерного профиля. К тому же, 2 июля открывается совмест-ное производство по автокреслам, для которого создается 100 рабочих мест. А 21 июля – производство пластмассы. «Домашнее задание» проверят в сентябре – Мы ожидаем, что уже во второй половине этого года будут видны общие тенденции развития мировой экономической системы, – заверил Марат Сафиуллин. – Будет ли хуже или лучше ситуация в Набережных Челнах? Об этом пока говорить сложно. Хочется сказать хорошее, и обмануть не хочется. Об этом точно станет известно в октябре. Думаю, для Набережных Челнов это будет уже период стабилизации. На подходе представители прессы задали министру экономики вопрос: «Какие решения приняты на заседании экономического совета?» – Сам факт того, что мы здесь собрались, уже решение, – ответил он. – Самое главное, что мы собрались не когда «приперло», а заблаговременно. Сейчас все более или менее налаживается, но есть тревожные моменты, о которых нужно позаботиться в течение лета. Не надо ждать, когда порвется, чтобы зашить – надо предотвратить образование дыры! Что ж, похоже, лето уйдет на налаживание ситуации в Набережночелнинской агломерации. Как обещал Марат Сафиуллин, в сентябре экономический совет соберется в Автограде вновь, чтобы обсудить, кто из участников и как выполнил «домашнее задание». |