Следующим ответ перед депутатами держал министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин. Ему суждено было озвучить ту самую непопулярную меру, к которой нас потихоньку готовили весь последний месяц, – повышение ставок транспортного налога.
Собственно, к предмету рассмотрения подходили не быстро. По-видимому, чтобы подсластить пилюлю, министр финансов начал с льготников, освобожденных от уплаты налога. Это ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашизма, инвалиды I и II групп, владеющие автомобилями мощностью до 100 лошадиных сил.
Далее Радик Гайзатуллин объяснил, чем вызвана необходимость столь неуместной в нынешних условиях для жителей меры. Во-первых, федеральный центр настаивает на максимальном увеличении ставок, иначе Татарстан не получит бюджетных кредитов и софинансирования по дорожному строительству. А во-вторых – и в главных, – 225 млн. рублей, которые в 2010 году планируют выручить республиканские власти от транспортного налога, помогут хоть как-то подлатать бреши в дефицитном, судя по прогнозам, татарстанском бюджете.
Наконец, подошли к главному: по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил министр финансов предложил ставки налога оставить льготными. Они вырастут с нынешних полутора до двух раз (при разрешенном повышении до пяти раз, на что особенно нажимал министр), причем платить «обновленный» транспортный татарстанцы будут не с 2010-го, а, как предусматривает законодательство, с 2011 года. И вот тогда республика выручит уже 513 млн. рублей.
На этот раз слово взял депутат Хафиз Миргалимов:
– Вы упомянули в своем выступлении узников фашизма, которых в республике раз-два да и обчелся, уважаемых ветеранов, большинство из которых тоже уже не водят машину. Выходит, увеличение налога коснется учителей, врачей – тружеников, которые и так из более чем скромной зарплаты оплачивают ОСАГО, дорогой бензин? И почему мы не трогаем владельцев больших джипов?
– Льготники, которых вы перечислили, установлены не нами, а Российской Федерацией, – резонно заметил министр экономики. – Что касается учителей и врачей, для них налог вырастет в среднем всего на 135 рублей! Предприятия и организации будут платить со следующего года, а граждане – с 2011-го! Что касается владельцев джипов, для них и так введено максимальное пятикратное увеличение налоговой ставки! Дальше уже некуда…
– В Татарстане зарегистрировано 720 тысяч автомобилей, принадлежащих физическим лицам, – поддержал коллегу-коммуниста Рафаил Нурутдинов. – Из них 600 тысяч – машины мощностью до 100 лошадиных сил. В среднем мощность таких машин – порядка 80 «лошадок». Получается, дополнительно наши и так весьма небогатые гражданине, многие из которых остались без работы, будут платить 200 рублей. Итого налоговые поступления увеличиваются на 100-120 млн. рублей. Неужели республика будет решать свои проблемы за счет самых бедных слоев населения?
– Судя по всему, принятие этого закона обусловлено тем, что у республики забирают последние 5% НДПИ, которые раньше оставались в нашем распоряжении, – предположил депутат Николай Рыбушкин. – Столь непопулярными мерами мы накладываем дополнительное обременение на граждан. При принятии этого решения не учитывается то, что многие из машин взяты в кредит (люди и так платят огромные ставки!), и еженедельный рост цен на бензин. Прежде чем принимать этот закон, надо четко представлять, с кого мы будем брать деньги…
– Социально-региональная направленность налоговой политики у нас остается, – попыталась примирить стороны депутат Аида Шарипова. – Ведь если бы мы увеличили ставку, например, до пяти, то только от уплаты транспортного налога владельцами автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил бюджет получил бы 713 млн. рублей. А так у нас получается выпадающий доход.
Проект приняли в первом чтении.