Как отмыть «грязный город»?

Согласитесь, смелая заявка, особенно если учесть, что челнинцы и нижнекамцы уже как будто свыклись с мыслью, что уж наши-то города – одни из самых грязных…
И, конечно, каждому из нас не безразлично, удастся ли нам, выражаясь футбольным языком, «выйти из группы» или уж такая наша судьба – быть «неисправимыми» промышленными центрами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Этой проблеме мы и посвятили очередной «круглый стол», организованный в редакции «Недели». Добавим, что нынешняя наша встреча оказалась самой представительной как по количеству участников, так и по географии: поделиться своим видением экологической ситуации в регионе приехали 14 специалистов из Альметьевска, Нижнекамска, Заинска и Набережных Челнов!

Мы попросили наших гостей подтвердить или опровергнуть наиболее распространенные убеждения, касающиеся чистоты наших городов. Вот что из этого получилось.

Как хорошо, что мы… грязные!

По данным «Российской газеты», такие промышленные центры, как Набережные Челны и Нижнекамск, входят в список городов с самой грязной атмосферой в России.
Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин:

– Набережным Челнам и Нижнекам­ску уже давно приклеили обидный ярлык «грязных городов», хотя я с этим категорически не согласен. Я часто встречаюсь с людьми, веду активную пропаганду экологических знаний, преподаю в двух вузах, общаюсь со студентами. И ни один еще мне не сказал, что у нас грязный город!

Каким образом дается оценка «грязный город»? Официальный орган – Гидрометбюро – при помощи двух своих стационарных постов, размещенных на челнинских перекрестках, замеряет пыль и сажу дорог, выбросы от выхлопных газов. Но ведь все это регистрируется в пределах дорожной площадки! Полагаю, если бы замер производили в выхлопной трубе, результаты были бы еще более впечатляющими…

Просто не надо забывать, что есть законы природы, благодаря которым вредные вещества до наших квартир не «долетают». Они выветриваются, разбавляются, ведь у атмосферного воздуха есть способность к самоочищению. Кроме того, обратите внимание: проектировщики заложили наш город таким образом, что между дорожным полотном и жилыми домами у нас везде есть своего рода «санитарная зона». Так что мы дышим относительно чистым воздухом.

Поэтому я считаю, диагноз, поставленный Гидрометбюро, правильный. Но только в части дорог. Загрязнение атмосферного воздуха – это действительно большая проблема, и зависит она, в первую очередь, от передвижных источников – двигателей внутреннего сгорания и топлива. И все-таки по мне, так пусть Гидрометбюро стоит на своем, как истукан, что Челны – грязный город! Но при этом решаются проблемы «чистого двигателя» и топлива, а приезжающие сюда люди открывают для себя чистый, благоустроенный город.

Начальник Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Ильмир Шафиков (на фото):

– Начну с того, что по итогам 2008 года Нижнекамск из списка 100 самых грязных городов России исключен. Это «почетное» звание мы оставили Набережным Челнам! Вся работа началась в 2006 году с распоряжения Кабинета министров РТ, которым были определены конкретные предприятия Нижнекамского промышленного узла, чьи объемы выбросов должны были последовательно сокращаться на 20 тысяч тонн.

Огромные средства были потрачены на природоохранные мероприятия, и на сегодня объемы выбросов уменьшились на 22 тысячи тонн.

Другое дело, что по объемам выбросов Нижнекамск пока продолжает занимать первое место в республике. Но я надеюсь, это все-таки пока…

Спасение – «чистый двигатель»

По мнению специалистов, чтобы экологическая ситуация в республике улучшилась, необходимо в ближайшие годы перейти на автомобили с экологически чистыми двигателями.
Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин (на фото):
– Как нам исправить ситуацию в регионе и что для этого делается? Во-первых, «КАМАЗ» вкладывает миллиарды рублей в производство экологически чистых двигателей «Евро-4» и «Евро-5». Во-вторых, нефтехимики – в частности «ТАНЕКО» – вкладывают миллиарды, чтобы построить суперсовременный завод и получать хорошее моторное топливо.

Если в обозримом будущем мы выйдем на хороший двигатель, который бы позволил нам получить чистый выхлоп, – тогда все экологические проблемы Набережных Челнов решатся разом.

В подтверждение своих слов назову буквально две цифры: в Набережных Челнах и Тукаевском районе – 122 тысячи автомобилей. «Благодаря» им 68 тысяч тонн вредных веществ «падает» на наши головы за год. Для сравнения: вред, наносимый стационарными источниками – «КАМАЗом», Набережночелнинской ТЭЦ и т.д., – 18 тысяч тонн в год.

 

Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:– Запущенная на «КАМАЗе» программа по газовым двигателям стандарта «Евро-5» почему-то приветствуется везде, кроме Набережных Челнов. Мы готовим партию автобусов с экологически чистыми двигателями в Тюмень, в Сочи, но в нашем городе я еще ни одного такого не видел. Конечно, они дороже обычных на 500 тысяч рублей – зато стоимость горючего вдвое ниже.

Вообще, на Западе переход предприятий на автотранспорт с электро- и газовыми двигателями поощряется материально и выгоден как производителям, так и покупателям. А в России такой системы, к сожалению, нет.

Что касается экологии. Да, можно покупать новые стационарные посты, но это лишь «хвосты» технологического процесса! На мой взгляд, необходимо совершенствовать само производство. Государство должно как-то поощрять предприятия, которые уделяют особое внимание вопросам экологии. А у нас пока работает репрессивный аппарат: выбросили в воздух вредные вещества – нас наказали.

Я понимаю, финансирование экологии сегодня минимально, но коль скоро предприятия платят немалые деньги, эти средства должны направляться конкретным адресатам. К примеру, «КАМАЗ» разрабатывает и защищает экопроект и получает под него финансирование из экофонда или (если уж не живые деньги) налоговые послабления.

И еще. Посмотрите, какие дорожные знаки стоят в городе: проспект Чулман – ограничение скорости до 20-30 километров в час, то же самое – улица Усманова и ряд других. Вот вам и ответ на вопрос, откуда в нашем городе столько вредных выхлопов! Чем медленнее едет машина, тем больше горючего в ней не прогорает – следовательно, тем больше она его «выкидывает» в окружающую среду.

А как у вас, «КАМАЗ»?

Более 20 лет прошло с тех пор, как сгорел завод двигателей. А «нехорошие ветры», по мнению многих челнинцев, дуют с пепелища на город по сей день. И угроза нашему здоровью никуда не исчезла.
Директор департамента промышленной безопасности и экологии ОАО «КАМАЗ» Разин Батыршин:
– Что касается выбросов «КАМАЗа», я не вижу никаких поводов для опасений. Не так давно к нам приезжала с большой инспекцией немецкая фирма «Дюрр». Насколько сурово экологическое законодательство Германии, наверное, известно всем. Так вот, всесторонне изучив ситуацию на «КАМАЗе» (обстоятельные немцы даже бурили на нашей территории скважины глубиной до 30 метров!), проверяющие не обнаружили ничего, что бы их насторожило.

Все разговоры о том, что нам до сих пор «аукается» пожар на заводе двигателей, – популизм чистой воды.

У нас есть санитарная зона в 500 метров. Ее состояние мы постоянно отслеживаем, и я бы не сказал, что территория вокруг «КАМАЗа» экологически неблагополучна. Да, мы фиксируем загрязнение от автотрасс, потому что весь транспорт, идущий из Казани, проходит через нашу зону, да и роза ветров опять-таки направлена в нашу сторону…

Химики: миллиарды на экологию

Ну, о какой охране природы может идти речь, когда мы говорим «нефтехимия» и «нефтепереработка»?! Кажется, сами эти понятия насквозь пропитаны «вредностью»…
Заместитель главного инженера ОАО «Нижнекамскшина» по охране труда, окружающей среды и производственному контролю Айдар Беляев:
– Предприятий, которые бы совсем не наносили вред окружающей среде, нет. Это объективная реальность, имеющая место по всему миру. Но компромисс существует. Хорошее состояние окружающей среды и эффективная промышленность могут сосуществовать вместе, если предприятия управляют своими загрязнениями – контролируют их объем, ведут учет. Такова стратегия природоохранной деятельности и «Нижнекамскшины».

Сегодня каждая третья покрышка в России производится у нас. Кроме того, на средства ОАО «Татнефть» строится еще один завод проектной мощностью 1,2 млн. шин в год совершенно новой конструкции. Несмотря на то, что мы – крупное предприятие, выбросы «Нижнекамскшины» в атмосферу сравнительно невелики – они составляют около 3% от общих выбросов Нижнекамского промышленного узла.

Тем не менее, объемы природоохранной деятельности у нас увеличиваются.

Одно из главных наших достижений последних лет – мы перестали сливать свои стоки в Каму. В 1999 году предприятие освоило огромные средства – 35 млн. рублей, закупило и смонтировало оборудование и перешло на оборотное водоснабжение. В качестве подпитки используются дождевые и талые воды, а также небольшое количество из коллектора.

Еще одна из последних побед: мы сократили объем выбросов в атмосферу на 30% и тем самым успешно выполнили требования постановления Кабмина РТ. Для этого пришлось внести изменения в процесс производства шин. Классическая технология такова, что, прежде чем соединять несколько резиновых деталей, надо их «освежать», чтобы они намертво прилипли друг к другу. Раньше в этом процессе применялся бензин – порядка 800 тонн в год. Потом мы применили новую технологию, которая позволила обойтись без него и при этом достичь той самой «монолитности».

Начальник отдела окружающей среды ОАО «ТАНЕКО» Зиля Валишева:
– «ТАНЕКО» — это предприятие европейского уровня. В производство заложены самые современные технологии. Естественно, это огромные деньги, но результат того стоит: благодаря тому, что мы будем выпускать топливо европейского качества, экология района будет улучшаться.

В качестве примера приведу такие цифры: при производстве российского дизтоплива максимально допустимый показатель серы – 500 условных единиц, а европейского – 10. Другой показатель – содержание бензола (к слову, это канцерогенный фактор). Так вот, в европейском топливе его в пять раз меньше, чем в нашем. Как говорится, почувствуйте разницу…

Естественно, еврогорючее загрязняет окружающую среду гораздо меньше нашего. Это видно, даже когда едешь по дорогам в Европе: вдоль них растут деревья хороших пород. А у нас вокруг трасс природа деградирует.

 

Роза ветров –
эмблема печали?
Бытует мнение, что по розе ветров воздушные потоки (естественно, вместе с вредными веществами) направляются из Нижнекамска в Набережные Челны, поэтому выбросы химиков достаются машиностроителям…
Начальник Закамского территориального управления Министер­ства экологии и природных ресурсов РТ Ильмир Шафиков:
– Согласен, по розе ветров 350 дней в году ветер дует в сторону Набережных Челнов, Елабуги и Тукаев­ского района. Но даже в те дни, когда он «поворачивает», мы превышений не фиксируем. Из 223 тысяч анализов, сделанных в прошлом году, с превышениями – всего лишь 183. И то большая их часть зарегистрирована зимой, когда посты ставили рядом с несанкционированными автостоянками.Начальник Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин:
– По розе ветров от источника выбросов – Нижнекамска до Набережных Челнов – 25 километров. Это очень много. Судите сами: максимальный санитарный защитный разрыв I класса опасности между предприятием и жилыми домами составляет один километр. Нижнекамск перестраховался – сделал пять. Но до нас-то еще в пять раз больше!
Да, психологически мы не можем доказать, что наше расположение безопасно: по розе ветров мы действительно находимся под Нижнекамском. Но… Никто из вас не задумывался, на какое расстояние рассеиваются выбросы ТЭЦ? На тысячи километров! Другой вопрос, какие это вещества? Поэтому говорить, кто кому вредит и в какой степени, было бы неправильно.

Энергетики: опровергнем стереотипы!
Среди людей есть стереотип, что пар из труб ТЭЦ и ГРЭС наносит огромный вред и окружающей среде, и нашему здоровью.
Представитель Заинской ГРЭС Дмитрий Ершов:
– Один из стереотипов, формируемых СМИ, – когда телесюжеты о технологических нарушениях на объектах энергетики – к примеру, на АЭС – обязательно сопровождаются картинкой градирни, из которой валят клубы пара.

Градирня, если в двух словах, – это обычный «бассейн», где вода разбрызгивается фонтанчиками, и за счет тяги воздуха, которая образуется в стволе градирни, быстро охлаждается, а водяные пары соответственно, уносятся в атмосферу. Градирня нужна только для охлаждения воды. Никаких процессов сжигания органического топлива там не происходит!

Заместитель директора Нижнекамской ТЭЦ по экологии Рустем Большаков:
– Трудно объяснить простому обывателю, что такое дым из труб ТЭЦ. А это школьная программа, физика горения: при сгорании углеводородного топлива большей частью образуются пары воды (хотя и вредные вещества там тоже есть!), которые при низкой температуре воздуха становятся видимыми.

Обычно наши предприятия энергетики работают на газе, поэтому летом, в теплую погоду, вы не видите дыма из труб. Многим кажется даже, что ТЭЦ не работает! Но такая уж у нас технология производства тепла и электроэнергии, что, работая даже на более чистом топливе, выбросы дымовых газов мы прекратить не можем, а людям кажется, что происходит страшное загрязнение.

Но мы, конечно, не сидим сложа руки. Планируем и проводим воздухоохранные мероприятия. В основном эта работа заключается в повышении экономичности работы оборудования, а экономия топлива при той же энерговыработке приводит к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Представитель Набережночелнинской ТЭЦ Виктор Коваленко:

– Что касается выбросов в атмосферу, многое, конечно, определяет топливо, которое мы сжигаем, – газ или мазут. Если выбирать между ними, газ, несомненно, безопаснее и дешевле. Количество сжигаемого ТЭЦ газа зависит от температуры наружного воздуха (газом при похолодании, в первую очередь, обеспечивают население и водогрейные котельные), а также от величины транзита за границу.

В периоды ограничения газа ТЭЦ использует резервное топливо – мазут. Доля сжигания газа на Набережночелнинской ТЭЦ с начала 2009 года составляет 95%.

Европейское предприятие
Начальник отдела окружающей среды ОАО «ТАНЕКО» Зиля Валишева:
– Когда Совет безопасности республики принимал решение о строительстве «ТАНЕКО», в нем уже было заложено, что завод может быть возведен только при жестком соблюдении экологических и санитарно-гигиенических требований. Еще в 2005 году были проведены инженерно-экологические изыскания, показавшие превышение в зоне Нижнекамского промузла загрязняющих веществ. Тогда Минэкологии и природных ресурсов РТ объединило все предприятия и надзорные органы в рабочую группу. Это был принципиально новый подход. Оказалось, можно регулировать природоохранную деятельность не каждого предприятия в отдельности, а целого промышленного узла! «ТАНЕКО» с удовольствием влилось в эту команду.
Нам поручили разработать проекты единой санитарно-защитной зоны и единого тома предельно допустимых выбросов предприятий Нижнекамского промузла. Тогда были проведены инженерно-экологические изыскания, лабораторные исследования воздуха, воды, почвы, продуктов питания и – впервые в стране! – дана оценка рисков для здоровья населения и разработаны рекомендации: на сколько нужно сократить выбросы и уменьшить содержание вредных веществ, чтобы это не так ощутимо било по самочувствию людей. Разработка проектов шла параллельно со снижением выбросов промышленных предприятий.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. "– Один из стереотипов, формируемых СМИ, – когда телесюжеты о технологических нарушениях на объектах энергетики – к примеру, на АЭС – обязательно сопровождаются картинкой градирни, из которой валят клубы пара."

    Самое грустное, что это не просто СМИ (что можно было бы списать на компетентность), зачастую манипуляцию сознанием производят сами экологи, это просто таки фирменный стиль Экозащиты, например — страху нагнать любой ценой. Не рассказав и не показав до конца ВСЮ правду.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*