КАК «ОКОЛЬЦЕВАЛИ» ЧИСТОПОЛЬ И ЕЩЕ СЕМЬ РАЙОНОВ ТАТАРСТАНА

В этом году филиал ОАО «Сетевая компания» предприятие Чистопольские электрические сети отмечает знаменательную дату – 45 лет со дня основания. До полувекового юбилея остается всего ничего! И ведь, наверное, сейчас уже мало кто из молодых сотрудников сможет себе представить, что это ныне процветающее предприятие начиналось когда-то с маленьких помещений, переданных ему Чистопольским часовым заводом!
 

 

Что электричества в селах тогда ждали, как манны небесной, а по случаю его появления устраивали настоящий праздник. Наконец, что когда-то – в общем-то, совсем недавно – отправляя бригаду монтеров устранять аварию, с ней порой теряли связь на несколько дней: мобильников-то не было! Все самые интересные факты о Чистопольских электрических сетях, конечно, знают первопроходцы. Поэтому в канун праздника «Неделя» встретилась с первым главным инженером ЧЭС Анатолием Кравцовым и услышала историю предприятия, что называется, из первых уст.

«Питались» как могли

– Анатолий Алексеевич, 1 октября 1964 года было принято решение о создании Чистопольских электрических сетей. Когда вас назначили главным инженером, что это было за хозяйство?

– А хозяйства как такового и не было! Чистопольские электрические сети создавались, можно сказать, на пустом месте. Городская сеть небольшая – всего-то две подстанции 35/6 кВ, принадлежавшие часовому и судоремонтному заводам! В Чистополь шла единственная одноцепная линия на подстанцию 110/335/6 кВ «Чистопольская», принятая нами от Альметьевских электросетей, которая брала начало на подстанции «Каргали», принадлежащей «Татнефти».

В деревнях же в те годы строили мелкие гидростанции на речушках. Некоторые хозяйства имели дизельное питание. В общем, кое-какое электричество на селе-то было. Проблема состояла в другом: не было единой сети!

Это сейчас в ведении у ЧЭС – сетевое хозяйство семи районов. А поначалу районов было еще больше: со временем отошла Нижнекамской зоне Шереметьевская подстанция, а Альметьевской зоне – Ямашевская. Плюс, надо отметить, нам достались Алексеевский, Нурлатский и Спасский районы, где не было вообще никакой электрификации. Подстанций там даже близко не было! Город Нурлат, например, по одну сторону «питался» от небольшой электростанции сахарного завода, а по другую – от дизельной станции, стоявшей у железной дороги. Таким образом, этот небольшой город «питали» сахарники и железнодорожники.

– Так как же вам удалось «запитать» эти, казалось, на тот момент «безнадежные» районы?

– Там мы все начинали сначала. Например, Нурлатский район. По-хорошему, конечно, построить бы подстанцию 110 кВ, но «запитать» ее неоткуда! Кроме Заинской станции, не было другого источника питания от «Татэнерго»! Но от Нурлата до нее слишком далеко.

Одним словом, Нурлатскую зону мы «запитали» от самого дальнего конца Куйбышевэнерго и построили там подстанцию 110 кВ, а Спасский район – от Ульяновских сетей, протянули линию 35 кВ со стороны Мелекеса. Позже спланировали делать для Спасского района линию 110 кВ на Куйбышев – там тоже подстанция родилась. Так потихоньку и развивались сети. Питание, как вы понимаете, было связано тогда с тремя крупными энергосистемами: Ульяновской, Куйбышевской и Татарстанской.
Все это и был наш фронт работы, когда Чистопольские электрические сети только начали организовываться. Под наше «крыло» передали тогда все сельские подстанции вместе с народом и техникой («техникой» тогда еще были лошади – прим. ред.), персонал часового завода, обслуживающий подстанцию, а также помещения, где раньше располагались дизельная электростанция и три единицы автотехники.

– В первый год после образования Чистопольских электросетей, насколько нам известно, предприятие фактически никому не принадлежало: «Татэнерго» не успело его принять, а часовой завод с радостью отдал «бесхозное» хозяйство…

– Ну, понимаете, «Татэнерго» и тогда, и сейчас – это все-таки крупные сети 110 кВ и выше, а у нас на тот момент что было? В селах – 6 кВ, 10 кВ… Для них это такая мелочь! У «Татэнерго» потери в сетях были больше, чем электроэнергия, которую мы отпускали этим деревням! Потому нас и не спешили принять как отдельное подразделение.

– Сколько человек стояло у истоков Чистопольских электрических сетей?

– Не так уж нас было и много. Управленческий аппарат, например, совершенно мизерный – человек 15. Общая численность коллектива, включая районы, – чуть больше ста сотрудников.

 

 

На что променяли «ласточкины хвосты»?

– Какие задачи стояли перед руководством вновь образованного предприятия и лично перед вами как первым главным инженером?

– Главная задача – конечно, электрификация села. Необходимо было дать электроэнергию во все хозяйства, которые находились в нашей зоне. В первую очередь, «Татэнерго» отпускало деньги именно на это. Нами занималось в те годы Горьковское отделение Московского проектного института «Сельэлектропроект». Именно там проектировались линии. Жили мы с этими специалистами в мире и согласии: они прислушивались к нашему мнению и частенько включали в проект то, что мы считали правильным и нужным.

– Можете вспомнить подстанцию-«первенца», которую вы запускали в статусе самостоятельного предприятия?

– Первыми объектами, которые включали и вводили в строй Чистопольские электросети, были подстанция «Алексеевская» 35 кВ (и от нее шла линия на село Вожи) и «Ямаши». Надо сказать, нам очень повезло: линию на Вожи нам впервые разрешили строить на железобетоне вместо дерева, которое применялось по старым проектам Сельхозэнерго. Опоры мы ставили уже
П-образные. Это была тоже новая модификация, пришедшая на замену неудобным «ласточкиным хвостам»…

– А что это такое – «ласточкины хвосты»?

– Это своеобразное треугольное расположение траверс на одностоечной опоре, создававшее специалистам много неприятностей. Срок службы у таких ЛЭП был сравнительно небольшой. Дерево есть дерево: где пропитка хорошая – там линии служили подольше, где так себе – поменьше. Причем ремонтировать их очень сложно: дерево ведь портится не все целиком, и ты убиваешь целый день, чтобы отремонтировать один фрагмент! А ведь опору куда проще поменять полностью, чем отремонтировать отдельный ее элемент. Поэтому, на счастье, мы отказались от «ласточкиных хвостов» и стали менять деревянные опоры на железобетон. Жить стало спокойнее.

Вообще же темпы электрификации на селе в 60-е были очень высокими: строили много, и уже к началу 70-х мы полностью покончили с этой программой. Вот и судите: на всё про всё ушло около шести лет. Пятилетка была очень интенсивная! Затем объемы работ пошли на убыль…

– А помните, какой район оказался завершающим звеном в этой программе?

– По-моему, Куйбышевский район (ныне Спасский – прим. ред.). Праздника почему-то не было – потому и не помню! (смеется). Большие банкеты были, когда мы с монтажниками включали какой-нибудь объект. Например, кроликоферму…

 

Каждый держался
за свой столб

– Трудно поверить, что каких-то 40 лет назад появление электричества на селе было таким праздником!

– А тем не менее, так оно и было! И село нам в работе очень здорово помогало: и людьми, и техникой. Первоначально было так: выделят на деревню одного монтера от ЧЭС и председателю говорят: «Мы даем тебе начальника, а ты набери из сельчан человек десять. Он покажет, где ставить столбы». И вот каждый у себя во дворе рыл яму под опору. Потом всей «бригадой» ставили столбы, и только после этого монтеры-монтажники натягивали провода. Зато знаете, как это хорошо запомнилось деревенским жителям! Даже по прошествии лет, когда пришла пора менять опоры, многие не давали этого делать: «Это я столб ставил!» или «Вы мне эту опору из огорода не убирайте! Я там сено складываю!» Каждый за свой столб держался!

– Ну, хорошо, село вы электрифицировали быстро. Что дальше?

 

– Надежность. А для этого необходимо было строить линии электропередач, которые «кольцевали» бы один узел с другим. В результате получалась бы единая замкнутая сеть, где повреждение на одном участке могло бы спокойно компенсироваться другим и можно было получить питание с другой стороны. А так – у нас было одностороннее питание и по линиям 35 кВ, и по линиям 10 кВ. Вы не представляете, наверное, чем это чревато! Если где-то на селе упала линия – это аврал, все вставали с ног на голову! Хозяйство не доится, не кормится, скотина мычит – кошмар!

Отключения ведь происходили, как всегда, в самый неподходящий момент (например, зимой в метель), а бригаде нужно было при любой погоде выехать на место аварии, найти повреждение и поскорее отремонтировать участок!

 

– И как же вы?

– Пешим ходом или на лошади! Времени на поиски уходило много: линии-то длинные очень! К тому же, отправляя бригаду на место аварии, мы надолго теряли с нею связь. Это ведь сейчас с работниками можно в любую секунду созвониться по мобильному телефону, а тогда… Даже если монтеры находили повреждение, неизвестно было, откуда они выйдут на связь, а, не получив добро диспетчера (что линия отключена, заземлена и так далее), к ликвидации аварии они приступить не могли. Для нас это была тоже огромная проблема. Сами посудите: бригада отправлена, а известий от нее никаких. Доехали? Не доехали? Нашли? Не нашли? Может, доехали, да на связь выйти не могут? – все время эти вопросы не давали покоя!

Позднее мы стали приобретать радиостанции. Вместе с сетями, с оборудованием развивались и мы. По мере их усложнения росла квалификация персонала.

 

И у проводов
бывают пляски!

– Думаем, не ошибемся, если скажем, что в трудовой жизни любого человека есть моменты, которые запоминаются надолго. Расскажите, пожалуйста, про свои незабываемые моменты.

– Почему-то обычно вспоминаются самые нехорошие моменты – крупные аварии, например, остаются в памяти на всю жизнь! (грустно улыбается)

– А были крупные?

 

– Быва-а-али… Отключись одна подстанция «Каргали» – и «вырубало» ведь всё, кроме тех «хвостов», которые питались от Ульяновска! У нас были моменты, когда отключалась линия 110 кВ от Заинска на Каргали. Как всегда, в самый неподходящий момент – зимой. На линиях от сильного мороза и ветра скопилось много наледи, и началась так называемая пляска проводов: провода стали мотаться – линия отключилась. Ситуацию к тому же нередко усугублял так называемый пережог проводов, а это значит: так просто линию назад не включишь – нужно отправлять бригаду на поиски.

Редкая фотография: три главных инженера
Чистопольских электрических сетей собрались вместе

А один раз из-за аварии на заинской станции Чистополь напрочь остался без света. Было это как раз в последний день 1978 года. Мороз стоял лютый – под 50 градусов, и на линии 110 кВ случилось повреждение. Если бы она просто отключилась, это было бы полбеды. Но из-за низкой температуры взорвался воздушный выключатель (который как раз позволил бы без проблем включить ее вновь). В энергосистеме устроено так: если отказал выключатель, срабатывает следующая ступень защиты и отключает еще один участок, и еще… Дошло до того, что заинская станция «села» на ноль. Дня два не было в наших районах электричества. Все системы отопления разморозились, котельные встали, в дома, школы, больницы пришла стужа – страшная вещь, как вспомнить! Пожалуй, это было самое крупное ЧП в истории Чистопольских электрических сетей.

Еще была авария в Каргалях, когда наш работник залез в распределительное устройство 6 кВ и устроил короткое замыкание. Трансформаторы, естественно, отключились, и Чистополь остался без электроэнергии почти на полдня. Каргали в то время были без преувеличения «сердцем» Чистополя: отключи его – и всё, пиши пропало. Поэтому через некоторое время Каргали «запитали» от Нижнекамска еще одной резервной линией. Там же и подстанцию новую поставили.

Был у нас еще такой печальный случай, связанный с Шереметьевской линией, когда она еще была в нашем ведении. Однажды комбайнеры в том районе решили погулять, а водка, как водится, быстро кончилась. Так вот, двое из них в комбайне «поперли» через лесную просеку за «беленькой». Шли хорошо, сшибая все на своем пути и не заметили, что намотали на лопасти провод линии. Потом, почувствовав неладное, наконец остановились. Один из комбайнеров пошел посмотреть, в чем дело, рукой держался за комбайн, а сам ступил на землю – там и лег. Его товарищ с испугу соскочил, стал тянуть приятеля – да рядом с ним и остался…

– Ну, а радостные случаи, Анатолий Алексеевич?..

– Эх, радостные случаи… – наверное, не наш профиль. Один раз, аккурат после Нового года, мы пошли на риск: не отключая потребителя от электроэнергии, сделали переход линии 500 кВ через нашу линию 110 кВ. Это был уникальный случай, очень радостный для нас, специалистов. Потом оформляли рационализацию в «Татэнерго».

 

С праздником!
– Анатолий Алексеевич, наше интервью выйдет в канун вашего двойного профессионального праздника – Дня энергетика и 45-летнего юбилея предприятия. Что бы вы хотели пожелать коллективу Чистопольских электрических сетей?
– Сегодня на нашем предприятии трудятся уже внуки тех молодых парней и девушек, которые в свое время приехали в Чистополь и участвовали в становлении нашего предприятия. Я хотел бы пожелать им успешной, безаварийной работы без несчастных случаев. Ну, а все остальное, уверен, будет хорошо. Крепкого здоровья всему нашему коллективу, процветания и семейного благополучия!

С ветерком от Нурлата
до Спасска

– Особенность вашего предприятия в том, что его подразделения «разбросаны» по нескольким районам. Сложно было управлять таким сетевым хозяйством?

– Да, территория у нас, конечно, впечатляющая! Очень далеко линии тянутся (да еще и насыщенность их была слабая). Немало пришлось нам поездить! Однажды Клара Владимировна Иванова – в те годы заместитель главного инженера «Татэнерго», – приехав к нам с проверкой, решила ознакомиться со всем хозяйством Чистопольских электрических сетей. Вот мы ее и катали – от Нурлата до Спасска! Ситуацию осложняло то, что и дорог-то в те годы нормальных не было! Представьте, ни одной асфальтированной дороги в этой зоне! В Спасск по грунтовой ехали, в Альметьевск – по грунтовой, в Казань – по грунтовой…

Было раз, на 8 марта в Чистополе много-много народу собралось – люди на праздники съехались. Неожиданно налетела метель, да такая страшная, что движение в городе и за его пределами остановилось. Все гости были вынуждены заночевать в Чистополе. А у нас в это время упало три опоры на Шереметьевской линии (те самые «ласточкины хвосты»!). Три дня, наверное, мы их ставили. Нам они уже к тому времени и не принадлежали, а все равно – разве ж откажешь соседям-нижнекамцам в просьбе? Вот и работали почти вручную на линиях 35 кВ…

– Вы проработали в Чистопольских электросетях немало – 26 лет. Когда вы уходили в 1990-м на заслуженный отдых, что представляло собой предприятие?

– Главное, что кольцевая схема, о которой я упоминал, была к тому времени закончена. После моего ухода нельзя сказать, что сделали очень много линий: добавились только линия на Нурлат 110 кВ и подстанция в Аксубаево. Схема с той поры почти не изменилась. Но изменилось оборудование, которое находится в сетях. Оно ведь теперь совершенно новое! Если раньше оно было большим и громоздким, то теперь компактное и надежное. Все меняется, становится лучше. Мне интересно наблюдать за совершенствованием нашей системы.

– Анатолий Алексеевич, наше интервью выйдет в канун вашего двойного профессионального праздника – Дня энергетика и 45-летнего юбилея предприятия. Что бы вы хотели пожелать коллективу Чистопольских электрических сетей?

– Сегодня на нашем предприятии трудятся уже внуки тех молодых парней и девушек, которые в свое время приехали в Чистополь и участвовали в становлении нашего предприятия. Я хотел бы пожелать им успешной, безаварийной работы без несчастных случаев. Ну, а все остальное, уверен, будет хорошо. Крепкого здоровья всему нашему коллективу, процветания и семейного благополучия!

На правх рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*