У нашей газеты есть традиция – приглашать в первый новогодний номер в качестве собеседника ветеранов советского телевидения. На этот раз героиней этой рубрики «Новой недели» стала Светлана Жильцова, которая помимо дикторской работы запомнилась зрителям как ведущая таких популярных программ, как КВН в 60-е годы, «Песня года» в 70-е, «Голубой огонек» и других. |
|
«Я всегда считала, что телевидение – поле творчества для молодых,
и если у тебя нет интересного проекта, то просто так светиться в эфире бессмысленно» |
Острая шутка – Светлана Алексеевна, среди передач, которые вы вели на советском телевидении, были и новогодние. А удалось ли вам в эти праздничные дни посмотреть новогодние программы российского ТВ? – Нет, потому что мы отмечали Новый год в кругу друзей и родственников – нам было хорошо и весело, и телевизор мы не смотрели. Поэтому теперь я жду повтора этих программ, особенно по каналу «Культура», поскольку именно там в Новый год показывали то, что мне интересно. – Получается, телевизор для вашей компании в Новый год – лишний элемент? – Когда я работала на ТВ, то смотреть было некогда, а когда отмечаешь праздник в кругу друзей, телевизор смотреть не хочется. – Тогда давайте поговорим о программах, в создании которых вы принимали непосредственное участие. Вы с Александром Масляковым были первыми ведущими КВН. Спустя полвека после ее премьеры она вам интересна? – Я не смотрю и эту передачу, потому что когда вела КВН, была такой же молодой, как и сами ребята, принимавшие в ней участие – там все было новое, интересное, и каждая острая шутка воспринималась как подвиг кавээнщиков! А ведь запрещалось все – даже какие-то намеки на то, что при Советской власти где-то что-то не так. И когда ребятам удавалось прорваться в прямой эфир с такими шутками, это было нечто! Сейчас это ушло, поэтому смотрю серьезные передачи, которые могут зрителю что-то дать, а два притопа и три прихлопа мне неинтересны. – И даже когда в 1986 году КВН возродился после 13-летнего отсутствия в эфире, вы тоже так считали? – Нет, тогда я раза два была в составе жюри вместе с основателями КВН – Аксельродом и Яковлевым, и надо сказать, что КВН 80-х был живее, чем сейчас. Сегодня в программе все выверено, отшлифовано, кому-то смешно, но мне нет. Мне смешно, когда я слышу хороший тонкий юмор! – КВН сейчас так или иначе вошел в разряд юмористических программ, а в 60-х цели программы были другие? – КВН не то что юмористической – развлекательной-то программой не считался. Это была передача, которая ставила серьезные вопросы, и то, что читали в газетах между строк, было и в КВН. Программа многим помогала понять, что происходит, а кое-кому и услышать это достаточно громко. Но Саша Масляков, несмотря на свой возраст, на своем месте: он выбрал позицию мэтра, находится немножко над кавээнщиками, и это смотрится удачно. Саша, понимая юмор нынешнего КВН, понимая и его отсутствие, реагирует соответствующе, но сама передача для меня стала неинтересной. – Александр Масляков был вашим партнером и в программе «Песня года» в 70-х годах. Когда вы последний раз с ним пересекались? – Мы с Сашей были просто партнерами, а вне передач не общались – у него был свой круг друзей, у меня – свой. Но ему на ТВ интересно, и я рада, потому что ребята из КВН дают Саше какой-то новый заряд. А виделись мы с ним на одном из юбилеев Клуба веселых и находчивых. |
Обидно, что смеются над пошлостью – А какой юмор вы любите? – С этим сейчас сложно, но мне нравится петербуржский автор Альтов – он хоть и немногословен в своем юморе, но каждое его слово – золото! А от пошлого юмора мне просто дурно становится! Мне вообще обидно в этом плане за нашу публику, которая смеется над пошлостью. Безусловно, я уважаю Жванецкого и искренне рада, что он сейчас переживает второе рождение. – А как вам другой, неавторский юмор, скажем, довольно популярный проект «Большая разница»? – В «Большой разнице» что-то у ребят получается, что-то нет, но бесспорно, что находкой проекта стала актриса Нонна Гришаева – она выступает во многих ипостасях, при этом делает все очень талантливо! – Фестиваль «Песня года» вам интересен? – Даже не смотрю эту передачу – сколько можно слушать одно и то же! Для меня недавним подарком был показ по «Культуре» концерта Барбры Стрейзанд – как и любую хорошую программу, ее показывали после 12 ночи, но концерт был шикарный! Кстати, первый раз я увидела Стрейзанд в 1974 году, в одной мелодраме, где она играла с Робертом Рэдфордом – картина была основана на глубоких чувствах, и я влюбилась в Барбру! Хотя она не очень красивая даже по ее собственным признаниям, но без обожания на нее смотреть невозможно! – А что же, по мнению бывшей ведущей «Песни года», происходит на российском песенном пространстве? – Понимаете, вот у нас появляется когорта певцов, и они до глубокой старости выступают, хотя пора бы уступать дорогу молодым. Вообще, надо иметь мужество проститься со сценой, хотя понимаешь, что творческие люди – очень несчастные, потому что уходить надо, а не хочется. К тому же раньше на фестиваль приглашали по таланту, по популярности у зрителя, а не по причине того, заплатят ли деньги. Поэтому я и не смотрю «Песню года». |
|
«Мы с Сашей были просто партнерами, а вне передач не общались»
|
Детям отказать – А кто из молодых ведущих достоин этого звания? – Не знаю – ток-шоу я не смотрю. – Сейчас больше всех на виду Андрей Малахов. – Я была у него один раз – тогда программа называлась «Пять вечеров», она была очень серьезной, и разговор там шел как раз о ведущих. Малахов, несмотря, на сегодняшнее содержание программы, делает свою работу очень хорошо. Он не виноват в том, что ему дают скандальные темы, если он откажется, то не сможет работать на Первом канале, а другого он ничего не умеет. Малахов – очень достойный человек, очень умный, но был такой же умный Владимир Соловьев, который сказал все в лицо начальству, и где он сейчас? – Коснемся тогда ваших коллег – бывших ведущих и дикторов телевидения. Встречаетесь ли вы? – Нет. Я ушла с телевидения раньше, чем большинство из тех, кого выгнали потом, что называется, одним пинком. Но понимаете, творческие коллективы – очень сложные: каждый считает себя великим талантом, а все остальные вроде бы недостойны с ним рядом сидеть. Однако тут же возникал вопрос, а почему нет передач с этими великими людьми? У меня всю жизнь свой круг друзей – не актерский и не телевизионный. А коллеги… Понимаете, работников на ТВ было много, а передач мало, и все, естественно, хотели их вести – они были хорошие люди, и понять их можно. – А чем вы стали заниматься после ухода с телевидения? – Я ушла на пенсию, хотя мне предлагали вести одну передачу, потом другую, но я всегда считала, что телевидение – поле творчества для молодых, и если у тебя нет интересного проекта, то просто так светиться в эфире бессмысленно. Да, есть Вульф, Радзинский, но у них огромный кладезь знаний и они могут выступать хоть 150 лет, но просто так показываться в эфире не хочу. Но всегда соглашаюсь, если меня приглашают на детские программы каналов ДТВ, «Моя планета» – детям отказать я не смею! |