Сериал «Школа» сегодня не обсуждает только ленивый. Самыми яростными противниками фильма стали депутаты Госдумы. Парламентарии потребовали запретить показ сериала и вызвать руководителей «Первого канала» на ковер. Но, не дождавшись ни того, ни другого, предложили каналу «Россия 1» как можно быстрее снять кино о «другой» школе. Борис Грызлов даже предостерегающе заметил, что Владимир Путин не смотрел скандальный сериал, но «истерику» по поводу фильма считает «вредной». | ||
|
||
Споры обострились еще и из-за того, что 2010-й объявлен в России Годом учителя. В стране 54 тысячи школ, и, надо заметить, даже самые непримиримые противники сериала не отрицают, что сегодня в российских школах курят, пьют и устраивают разборки. В Интернет-блогах ученики пишут о том, что «теперь родители узнают, что мы там делаем»… Журналисты «Недели» не могли остаться в стороне от бурных дискуссий и узнали мнения о сериале у учителей и учеников. Съемки продолжаются |
||
Первым делом мы набрали номер мобильного телефона молодого режиссера фильма Валерии Гай Германики. В этот момент Валерия снимала очередную серию «Школы». В трубке слышался гул голосов, один из которых перекрыл все выкриком «Камера поехала!» Валерия в такой момент была не расположена к общению, сказав, что телефон ее в последние дни разрывается, она устала от обвинений в свой адрес и даже перестала читать, что пишут о «Школе» в Интернете и СМИ.
Для кого этот фильм? Светлана Гиматдинова, учитель русского языка и литературы средней школы №34 – Когда я увидела анонс фильма, моей первой реакцией было отторжение, даже чувство брезгливости. Но я решила смотреть, так как в этом году как раз преподаю в девятых классах. В фильме тоже показаны девятиклассники, и если педагог предупрежден – значит, вооружен. Позже я увидела интервью с Валерией Гай Германикой, в котором она рассказала, что своим учителем считает Ролана Быкова и что никто после него не снимал кино о детской жестокости. Молодой режиссер адресует этот фильм, прежде всего, родителям. Я как учитель могу сказать, что многим родителям неинтересно, чем занимаются их дети в школе. Да и не только в школе. К моей коллеге, молодой учительнице, второй раз на родительское собрание приходят только четыре (!) человека. Сериал показывают в прайм-тайм, мамы и папы приходят с работы, ужинают, включают ТВ и видят… «Школу». Возможно, кто-то из них только таким образом может узнать о жизни своих детей. Единственное, мне не понравились в сериале учителя. Что ни учитель – то кошмар, просто все дефективные какие-то! Я работаю школе 41-й год, но никогда не видела таких педагогов. Максим Илюхин, ученик 10 класса гимназии № 1 (г. Нурлат): – Сериал «Школа» мне очень нравится. И хотя многое из того, что там показано, не увидишь в обычных школах – у нас, по крайней мере, такого точно нет, – фильм демонстрирует школьникам поведение, которого не должно быть. Особенно хочется выделить главного героя Епифанова. Он, конечно, грубоват, зато справедлив, умён и сообразителен и любую ситуацию может обернуть в свою пользу. Всем советую посмотреть сериал и сделать для себя много выводов. С нетерпение жду новых серий! Дамир Нуриахметов, учитель английского языка школы №40 (г. Набережные Челны): – Мне удалось посмотреть только две серии. Если судить по ним, то фильм «Школа» оставил у меня двоякое впечатление. С одной стороны, многие сферы школьной жизни отражены правдоподобно, но с другой, как мне показалось, некоторые моменты слишком утрированы. Понятно, что в школе всегда найдутся ученики, которые любят поиграть на нервах учителей. Естественно и то, что среди сверстников и одноклассников всегда отыщутся изгои. Но зачастую в фильме это показано слишком явно и наигранно. Лиана Курманаева, ученица 10-го класса гимназии №7 (г. Казань): – Мне не очень понравилась манера съемки сериала. Ощущение, что это кадры любительской съемки, что не очень красиво. Вообще, если честно, фильм – не в формате Первого канала. Да и актеры, по-моему, не совсем профессионально играют, хотя некоторые из них довольно известны. Это мне сразу не понравилось, и потому я посмотрела только пару серий. А по поводу реалистичности фильма… В принципе, не очень реалистично, слишком преувеличенно. Может быть, одиннадцатиклассники в этом кино ведут себя так же, как в действительности. А вот что касается девятиклассников, по-моему, создатели «Школы» немного перегнули палку. Конечно, во всех школах есть такое место, где нет камер видеонаблюдения и ребята могут спокойно покурить или что-нибудь в этом роде. Ну и что из этого? Кому нужно это видеть? Может быть, тем ученикам, кто ведет себя подобно героям фильма, и интересно смотреть «Школу», но мне кино не понравилось! Кстати, многие мои одноклассники его тоже не смотрят. |
||
|
||
Даже самые непримиримые противники сериала не отрицают, что в школах курят, пьют и устраивают разборки
|
||
Минобразования не до «Школы» |
||
Собирая комментарии, мы не могли не учесть мнение республиканских чиновников от образования. Что и говорить, если фильм не видел даже сам министр Альберт Гильмутдинов. Во время онлайн-конференции в студии ИА «Татар-информ» он признался: «Я вас разочарую – пока я не посмотрел полностью ни одной серии «Школы» из-за нехватки времени. Хотя я обязательно должен его увидеть, так как он имеет прямое отношение к сфере образования». В управлении общего образования министерства РТ, правда, пояснили, что кому-то когда-то было поручено записать три серии для дальнейшего коллективного просмотра. Однако «киносеанс», похоже, так и не состоялся! |
||
«Учителя нуждаются в понимании» |
||
Зато нам удалось получить комментарий заместителя руководителя исполкома – начальника управления образования исполкома Набережных Челнов Рамиля Халимова: |
||
Конечно, я слышал различные отзывы о фильме. Некоторые учителя считают, что показ такого сериала ни к чему хорошему не приведет, другие радуются, что людям открыли глаза на скрытые стороны школьной жизни. А я, наконец-то посмотрев его, пришел к выводу, что фильм на общество особо не повлияет. Он ведь художественный, а не документальный, и принимать его за чистую монету нельзя. Поэтому многие и считают, что в фильме показан некий спутанный клубок проблем. Школа – это микрообщество, которое объединяет людей с разными взглядами на жизнь и разными характерами. Поэтому определенные конфликтные ситуации внутри него неизбежно будут возникать. Отношения ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – родитель и родитель – ученик не могут обойтись без проблем. Они появились давно, но пути их решения всегда были разными. И мне кажется, главная ошибка автора в том, что, обнажая конфликты, она не показывает методы их разрешения. Еще один момент – в фильме педагоги оказываются беспомощными. К сожалению, в последнее время многие родители перестали выполнять воспитательные функции, перекладывая их на учителей. «Вы воспитывайте, а я буду кормить, одевать и так далее», – рассуждают они. Естественно, в данной ситуации учителя нужно не то чтобы защитить, но понять и поддержать. Только в союзе родителей и учителей может получиться какой-то положительный результат. Наверное, этот фильм больше нужен даже не учителям, а родителям, которые должны задуматься, что ребенок дома, на улице и в школе – это три разных ребенка. |