На днях информагентство «Regnum» опубликовало интервью с руководителем Казанского Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР) Александром Салагаевым, целиком посвященное Набережным Челнам – городу, по которому больнее всего ударил кризис. Верить в прогнозы доктора социологических наук не хочется (потому что страшно!), но очень уж убедительно они выглядят на фоне общего портрета Челнов и челнинцев, приведенного профессором. Все-таки, что ни говори, цифры – вещь объективная… | ||
|
||
Город маргиналов – Александр Леонидович, как давно вы наблюдаете за положением в Набережных Челнах? – Мы регулярно отслеживаем ситуацию. Первое исследование по «КАМАЗу» у меня было еще в 1975 году. В городе, где начинали строить будущий автогигант, в 1969-м проживало всего 36 тысяч человек. В первые годы работать на завод ехали квалифицированные специалисты из Горького, Куйбышева, Тольятти, Свердловска. Кроме того, по комсомольскому призыву туда набиралась молодежь со всего Союза. Однако впоследствии первая волна рабочих и инженеров схлынула: кто-то вернулся к себе на автозаводы в Тольятти и Горький, кто-то уехал, потому что просто не понравились условия, отсутствие развитой инфраструктуры. Освободившиеся места стали занимать местные кадры – в основном выходцы из татарских деревень и республиканской глубинки. Люди из окрестных населенных пунктов перебирались в город, где условия жизни были лучше, а за работу платили больше. Там открывались новые горизонты – можно было получить квалификацию, пойти учиться. Тогда вокруг Набережных Челнов опустели целые села. Таким образом, первую волну горожан сменила вторая волна мигрантов, которые в социологии называются маргиналами. Именно они в начале 1990-х сделали Челны маргинальным городом, о котором стали говорить по всей республике. Здесь были самые дерзкие преступные группировки, наиболее радикальные проявления татарского национализма, религиозного экстремизма, процветали клановость и коррупция. |
||
Без руля – В чем причина этого явления? |
||
Кроме того, мигранты во втором поколении – самая взрывоопасная группа. Яркий пример – Франция, где выходцы из Туниса, Алжира и Марокко сейчас периодически устраивают беспорядки, громя магазины и поджигая машины. В Казани тоже известны события, которые связаны с этой социальной группой – громкое дело банды «Теплоконтроль» («Тяп-ляп») показало, что большинство участников этой ОПГ были выходцами из сел во втором поколении. Сельскую культуру своих родителей они частично растеряли, а к городской не приобщились, отчего воспринимали городскую среду враждебно. Такие люди «без руля и ветрил» очень подвержены экстремистским влияниям, легко идут на социальный протест. И в Набережных Челнах эта группа довольно велика. – Как можно сейчас охарактеризовать ситуацию? – В ноябре 2009 года мы проводили исследование по программе РГНФ «Социокультурный портрет региона». Мы исследовали республику в целом, но Набережные Челны взяли отдельно, так как это второй по величине город в республике. Из общей выборки (1500 респондентов) 300 приходится на Челны и 500 – на Казань. По большинству показателей оценки челнинцев оказались наиболее пессимистичными. Даже оценки сельчан выглядят лучше. Вот наиболее характерные позиции, по которым ответы жителей Набережных Челнов заметно отличаются. «Считаете ли вы кризис серьезным?» – ответили «да» в Казани 25%, в Челнах – 34,5%, а 10% в социологии – это значимое различие… Другой вопрос: «Будет ли кризис усиливаться?» В селах – 15%, в Казани – 13,5%, в Набережных Челнах – почти 43%. «Затронул ли кризис Татарстан сильнее, чем другие регионы?» – только 24,5% казанцев согласны с этим тезисом, а в Челнах так думают 56,6%. В то же время в других малых и средних городах республики так считают всего около 25%. На 4 тысячи прожить невозможно – Это связано с сокращениями на «КАМАЗе» или причина в чем-то другом? – В городе большинство предприятий и структур пострадали из-за проблем «КАМАЗа». Вот некоторые показатели в сравнении с Казанью. Перевод на неполную рабочую неделю: в Набережных Челнах – 38%, в Казани – 8%. Вынужденный отпуск – 35% и 6% соответственно. Обычные увольнения – 26,5% и 3,5%. Принудительные увольнения «по собственному желанию» – 29% и 2%. Сфера торговли, услуг и даже здравоохранение оказались без платежеспособных потребителей. Если на «КАМАЗе» останавливается конвейер и рабочим урезают зарплату, это сразу сказывается на социально-экономическом климате. Если один из членов семьи теряет работу, то это сразу сказывается на общем бюджете. А в Набережных Челнах есть семьи, где работы лишились сразу несколько человек. Поэтому, например, на вопрос «Что привело к экономическому кризису в России?» 58% в Челнах ответили «непродуманная политика руководства». В Казани этот показатель составляет 49%. Еще один вопрос – «Способствует ли деятельность руководства республики преодолению кризиса в регионе?» Только 19,8% в Челнах считают, что да, в Казани же в этом уверены 39,7%. И это понятно, поскольку ситуация в Набережных Челнах продолжает оставаться тяжелой. Разве можно, например, считать эффективной поддержкой создание рабочих мест в виде общественных работ за федеральные деньги? Средняя зарплата там – чуть больше 4 тысяч. На эти деньги сегодня прожить невозможно. – Вы считаете, что средства используются неэффективно? – Я был удивлен, когда узнал, что большая часть федеральных средств направляется там на оплату общественных работ. Мне казалось, что они должны идти на поддержку бизнеса или создание рабочих мест в сфере услуг, на получение новых специальностей, на поддержку фермерства, в конце концов. Но в республике решили, что массовый вывод челнинцев на общественные работы – быстрый путь к успеху, поскольку дает хорошие показатели в отчетах. К тому же он не требует особых усилий. |
||
Кризис идей – Только что мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков представил комплексный план инвестиционного развития своего города по федеральной программе поддержки моногородов. Насколько реально улучшение ситуации в случае выделения денег под эту программу? |
||
|
||
Поэтому, например, на вопрос «Что привело к экономическому кризису в России?» 58% в Челнах ответили «непродуманная политика руководства». В Казани этот показатель составляет 49%. Еще один вопрос – «Способствует ли деятельность руководства республики преодолению кризиса в регионе?» Только 19,8% в Челнах считают, что да, в Казани же в этом уверены 39,7%. И это понятно, поскольку ситуация в Набережных Челнах продолжает оставаться тяжелой. Разве можно, например, считать эффективной поддержкой создание рабочих мест в виде общественных работ за федеральные деньги? Средняя зарплата там – чуть больше 4 тысяч. На эти деньги сегодня прожить невозможно. – Вы считаете, что средства используются неэффективно? – Я был удивлен, когда узнал, что большая часть федеральных средств направляется там на оплату общественных работ. Мне казалось, что они должны идти на поддержку бизнеса или создание рабочих мест в сфере услуг, на получение новых специальностей, на поддержку фермерства, в конце концов. Но в республике решили, что массовый вывод челнинцев на общественные работы – быстрый путь к успеху, поскольку дает хорошие показатели в отчетах. К тому же он не требует особых усилий. |
||
Кризис идей – Только что мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков представил комплексный план инвестиционного развития своего города по федеральной программе поддержки моногородов. Насколько реально улучшение ситуации в случае выделения денег под эту программу? – Поскольку сам я эту программу не видел, то мне трудно оценить. Но если процесс будет идти в том же направлении, что и сейчас, «пришли деньги – быстро освоили – отчитались», то надеяться на улучшение ситуации сложно. Нужны структурные изменения, а если все это останется на уровне организации уборки дворов и по-краски подъездов, то ничего не изменится. Точнее, изменится в худшую сторону. В республике есть целый ряд областей, в которых мы имеем очень слабые позиции. Например, по перевозкам и логистике. Около 80% грузоперевозок в Татарстане осуществляются «чужими» компаниями из других регионов. Если бы хотя бы одно из предприятий «КАМАЗа» озаботилось созданием системы грузоперевозок, то и Набережные Челны, и республика получили бы рабочие места, а также хорошую прибыль в бюджет в виде налогов. Можно было бы также занять людей на строительстве терминалов, центров логистики. В любом случае можно было бы найти какие-то ниши, если задаться такой целью. В случае же с Набережными Челнами и большим промышленным потенциалом этого города наблюдается явный кризис идей. А выделяемые деньги осваиваются самыми примитивными и «традиционными» способами. Достаточно – Если в ближайшее время, с точки зрения государственной политики, не будет принято действенных мер, то как будет развиваться ситуация? – Думаю, что нужен небольшой повод для того, чтобы начались открытые выступления. – Это будут межэтнические столкновения? – Нет, не думаю. Поскольку основное напряжение связано с недовольством властями, может начать кто угодно. Достаточно одной искры, а потом присоединятся остальные, как это всегда бывает. Возможны разные сценарии, тот же социально-классовый конфликт. Скоро люди получат новые счета-фактуры по оплате жилья и коммунальных услуг, где цифры будут намного выше прошлогодних… Потом, в октябре должны пройти выборы в городской парламент Набережных Челнов, а результаты выборов у нас традиционно «согласовывают» с разнарядкой «сверху». Это может послужить поводом. Если будут подтасовки, то какие-то партии могут выступить, а их поддержат. В Челнах желающих поддержать найдется много – об этом говорят наши исследования. Там сейчас самый высокий протестный потенциал в Татарстане – каждый четвертый готов участвовать в акциях протеста. В Казани пока меньше – примерно каждый пятый. Но кто знает, что случится, если в 500-тысячном городе четверть жителей выйдет на улицы? |
06.02.2010 в 21:56
Отличная статья, с правильными выводами и прогнозами. Я так думаю, если начнётся "заварушка" в городе, желающих поучаствовать в ней будет достаточно.
08.02.2010 в 14:03
А я думаю, что желающих почти не будет. Ведь не было же их до сих пор. И на то есть причины. Не рассказанные в статье
09.02.2010 в 10:13
почему о статье молчит ИЛЬДАРЧИК-резервист президента РОССИИ. Надеется к этму времени слинять куда нибуть?
09.02.2010 в 12:37
В городе очень много пенсионеров ,еще досаточно активного возраста,но они не удовлетворены ни размером пенсий.ни отношением властей к себе-строителям этого города.Казань город большой,а в Челнах все все видят.Видят как живет власть и как простой житель .Видят как издеваются над пенсионерами в общественном танспорте за то,что они ездят по проездным билетам.Загнали всех на общественные работы и строят город европейского формата.Но ведь терпение народа не безгранично и это доказывает история.
09.09.2010 в 11:59
Статья замечательная. Молодец, Татьяна. Я уверена заварушки никакой не будет, в этом нет необходимости. Уверена найдется путь выхода из ситуации. Тем более безвыходных ситуации вообще не бывает. Поддерживаю идею по перевозкам.