«СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА» С РОССИЙСКОЙ ПРОПИСКОЙ

Untitled Document

В середине марта президент Дмитрий Медведев в рамках плана модернизации страны объявил о создании научного Центра исследований и разработок в подмосковном Сколкове. Основными направлениями его работы определены энергетика, телекоммуникации, информационные, биомедицинские и ядерные технологии. Что ждать от нового проекта? Сможет ли он стать аналогом «Кремниевой долины?» – об этом в интервью «Новой неделе» рассказал профессор Высшей школы экономики Алексей Ситников.

 

Опыт Сколково покажет, насколько эффективен запуск подобных проектов

 

«Питание» для науки

– Алексей Петрович, до решения о создании российского аналога «Кремниевой долины» в Сколково в правительстве РФ звучали инициативы по поддержке инноваций – это и технопарки, и венчурные фонды, и госкорпорация «Роснано». Можно ли сегодня судить об эффективности или бесперспективности этих инициатив? И как они согласуются с идеей создания «Иннограда» в Сколкове?

– Запуск российской «Кремниевой долины» для всех этих проектов – и венчурных фондов, и «Роснано», а отчасти и для Внешэкономбанка как банка развития, – это скачок на качественно другой уровень. На новой площадке в Сколкове этим институтам (а они являются инструментами развития инноваций) будет чем заниматься – инвестировать в фонды с участием Российской венчурной компании, либо инвестировать в проекты, связанные с наноиндустрией.

– Сможет ли проект в Сколкове изменить ситуацию с развитием науки в нашей стране или хотя бы отдельных направлений?

– Идея этого проекта заключается в создании системы воспроизводства и коммерциализации инноваций. Мы уже несколько раз пытались это сделать благодаря технопаркам, специальным экономическим зонам и так далее. Но эта идея отличается от предыдущих тем, что есть конкретная цель – создание продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособных на глобальном рынке. К тому же определены пять направлений развития как приоритетные для модернизации экономики страны.

Кроме того, у проекта есть лидер – президент России Дмитрий Медведев и управляющий – Виктор Вексельберг, человек, у которого достаточно большой опыт создания различных диверсифицированных компаний. Наша «Кремниевая долина» – это новый шаг для науки, который означает, что новые научные разработки будут не просто доводиться до совершенства, но и коммерциализироваться, выводиться на рынок. Это то, чего мы сейчас, к сожалению, делать не умеем. А это порой для некоторых областей прикладной науки, таких как физика, инжиниринг, информационные технологии, самый важный момент.

Ведь здесь будут проводиться не просто разработки, а разработки, несущие конкретную пользу в практическом смысле. Это не значит, что фундаментальная наука будет в загоне, это значит, что будет «питание» для всех областей науки, в том числе и прикладных. Развивать надо любое научное направление, которое можно продать потребителю, причем не только в России.

 

Инновации – они в голове
– По сообщениям СМИ, в 2009 году в России запустили несколько инновационных проектов, за тот же период в США – более 2600. Как сделать инновационные проекты массовыми?
– Инновации находятся в первую очередь в голове. Говорить о том, что в России их меньше, можно, но мы можем говорить только о выявленных инновациях. Главная задача нового проекта как раз и заключается в выявлении подобного рода идей и запуска их в реализацию. У нас в стране до сих пор не существовало единой системы сбора и анализа инновационных проектов, идей и разработок. Все они были разделены либо по профильному, либо по индустриальному принципу. А сейчас инновации в первую очередь должны будут выявляться и развиваться в одном интеллектуальном центре.
Например, компания «Боинг» такой исследовательский центр уже имеет. В нем человек 200 трудятся над проектированием новых запчастей для самолетов. Наряду с американскими инженерами работают и российские. Около 30% деталей для одного из «Боингов» спроектировали именно в России. Такая работа востребована, и за нее платят большие деньги. Но есть и другие подобные компании, и то, что мы можем создавать конкурентоспособные продукты на глобальном рынке, это факт. Просто таких работ нужно делать больше.

 

Не мешайте бизнесу!

– Можно ли сказать, что российский «Наукоград» в Сколкове – это попытка создать гармонию государственно-частного партнерства в нашей стране?

– Между государством и частным сектором может быть все что угодно. Но есть одно правило: успешные проекты частного сектора осуществляются, как правило, без вмешательства в них государства. А оно может и должно создавать инфраструктурные условия, но еще больше – не мешать бизнесу заниматься своим делом. Поэтому как управляющий «Кремниевой долиной» государство не годится. Государство – это самый неэффективный управляющий из всех, какие можно представить. При нем появляются иные методы контроля, иная мотивация, отсутствие инициативного управления, что в таких проектах, как «Кремневая долина», просто недопустимо.

Поэтому есть надежда, что все-таки в Сколкове будет гармония, заключающаяся в сочетании факторов, которые предоставит «Наукограду» государство – специальный налоговый режим, специальный статус для этого проекта, земля, на которой вырастут здания и сооружения. В то же время государство не будет вмешиваться в процесс оперативного управления! И пока, к счастью, так и происходит.

 

У проекта есть лидер – президент России Дмитрий Медведев и управляющий – Виктор Вексельберг

 

Мы этот этап прошли

– В советское время тоже создавались научные центры, да и не только центры, а целые города. Так было при строительстве автогигантов в Тольятти и Набережных Челнах. Можно ли сегодня ожидать создания новых подобных центров и в регионах?

– Только опыт Сколково покажет, насколько эффективен запуск подобных проектов. Кардинальное их отличие от советских наукоградов в том, что он будет открытым, ориентированным на потребителя. А советские наукограды в большей степени ориентированы на поддержку государственных интересов. Мы этот этап уже прошли, и ни в коем случае не нужно повторять этот опыт.
Главным принципом нового проекта является безусловная открытость не только стране, но и миру. Причем фактор мировой открытости перевешивает фактор внутренней. А регионы в состоянии сделать подобного рода проекты самостоятельно.

Главное ограничение здесь – это исследования, проводимые высшей школой в регионах. Они должны идти рядом с развитием этих проектов, помогать им, рождать идеи. Но такого, учитывая сегодняшнее состояние нашей системы высшего образования и институтов Академии наук РФ, ожидать сложно. Поэтому и другие центры можно пробовать создавать, но лучше подождем, что получится в Сколкове. Ведь если и там не получится, надо уже будет решать проблемы высшего образования!

– Когда мы сможем судить об успешности или провале проекта в Сколкове?

– «Кремниевая долина» как в США, так и в будущем в России – это не набор зданий, сооружений, которые должны каким-то образом заработать. Это научные центры в своих направлениях, которые будут запускаться немедленно. Об их эффективности можно будет говорить в ближайшее время, а сам город, думаю, будет построен лет через пять.

 

Утечка мозгов – это миф
– Сможет ли «Кремниевая долина» остановить отток ученых из России?
– Никакого оттока нет. Это миф, придуманный в 90-е годы на фоне процесса интеграции наших ученых, ранее находившихся за «железным занавесом», в глобальную профессию. Ученому на самом деле все равно, где работать – главное, чтобы была интересная команда, интересная тема и хорошие условия.
Да, сейчас много наших ученых трудится в нероссийских вузах, но это не значит, что они не работают с российскими коллегами. Напротив, этот процесс идет, и та же корпорация «Роснано» активно привлекает разных ученых к своим проектам. Поэтому кто, когда и куда уехал, неважно.
А вот хотим ли мы привлечь ученых для работы в России, для поддержки и создания научных школ? Да, хотим. Это будет зависеть от того, насколько интересными и привлекательными будут предложенные нашей страной проекты для этих ученых. Поэтому фактор утечки мозгов сейчас неактуален, скорее идет интеграция мозгов для создания высокотехнологичного продукта.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*